МИР ТАК НАПОЛНЕН, ЧТО СЛОВА ПУСТЫ
Ровно год назад, в самую середину поры грустного очарования осени (秋寂ぶ, aki-sabu), согревающей нас солнечными зайчиками в желтизне листьев, ушёл в мир иной (秋彼岸, aki-higan) основатель Каратэ и Айкидо в Ленинграде, выдающийся мастер боевых искусств, рождённый быть Учителем - Альфат Махмудович МАКАШЕВ.
Слова так любимого им восточного поэта и суфийского мистика по имени Руми (Джалаладдин Мухаммад), вынесенные в эпиграф этой заметки, как нельзя лучше отражают чувства делегации Федерации Айкидо Айкикай СПб и ЛО (ФААСП) при воспоминаниях о Альфате Махмудовиче Макашеве во время нашей поездки в Евпаторию, где находится знаменитое Текие дервишей - единственное из сохранившихся в Европе с XV века.
«Прощания для тех, кто любит взором. Для тех, кто любит сердцем и душой, нет расставанья.»
(Руми)
Споры о том, кем и для кого являлся А.М.Макашев, никчемны. Он жил как суфийский мистик (дервиш), обучая нас буквально заповедям Руми, звучащим не как софизмы или парадоксы, а как коан (公案, kōan): "Зашей глаза, пусть сердце станет глазом" и " Умри, прежде чем умер. Родись, пока еще жив". Как своевременны его уроки в нынешнюю эпоху, когда напускное и эффектное уводит наш взор от поиска Истины и когда гордыня людей не умирает прежде их обновлённого рождения и осмысления предназначения человека в жизни следования по Пути воинских искусств. Аскетизм А.М.Макашева в повседневности был хорошо известен и точно отражал символы суфиев: Кашкуль (преданность пути нестяжательства и свободы от вещизма), Табарзин (топор-секира для отсечения самости, увлекающей нашу душу на ложный путь преобладания мирских желаний и приумножения богатства) и Крылатое (Летящее) сердце, с которым можно прикоснуться к небу.
Хорошо помню, что вся его квартира была в книгах (даже кровать стояла на стопках из книг!) и каждую свободную минуту он посвящал чтению, изучению иностранных языков (англ., фр., яп., кит.) и иероглифике (любой клочок бумаги тут же был использован для практики в написании кандзи). Основатель Айкидо, Уэсиба Морихэй, называл своих внутренних учеников испорченными. То же самое можно сказать о нас: мы были навсегда испорчены...хорошим вкусом, что позволил в дальнейшем тонко отличать псевдо-учителей и лже-инструкторов от освещающего Путь Айки (или иных искусств Востока) своей мудростью Знания.
«Дружите с умными, ибо друг дурак
Порой опаснее, чем умный враг.»
(Руми)
Благодаря А.М.Макашеву, мы узнали, что Будо - это непрерывное образование и сошлифовка скорлупы лицемерия.
«Вы не капля в океане, вы целый океан – в капле.»
(Руми)
Ведь цельность подобна свечению янтаря: греет, но не обжигает; обволакивает, но не ослепляет; притягивает, но не останавливает. Так Учитель подарил Свободу нам, человекообразным рабам телесной оболочки , чтобы мы могли стать людьми, а не "винтиками" Системы, всё более правящей развитием Айкидо в стране.
Всей своей жизнью А.М.Макашев показывал, что образование и цельность должны проявляться в сиянии для других, а не великодержавном чванстве или кичливой учёности. И приводил в пример другого, не менее любимого им, суфийского мистика-разрушителя схем по имени Ходжа Насреддин, чей томик притч являлся настольной книгой А.М.Макашева.
"Один мудрец сказал Насреддину:
– Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других. Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.
Ходжа ответил:
– Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда. Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку-лошадь…"
А как тонко подмечал А.М.Макашев превращение Айкидо в заурядный соревновательный вид спорта вместо духовного воинского искусства и подтрунивал над усилением борьбы за чистоту рядов в "монополиях" Айкидо, цитируя другую притчу:
"– Ходжа, пойдем быстрее! В чайхане собрались на диспут все мудрецы нашей страны! Неужели тебе не интересно посмотреть, кто победит в этом споре и кто знает истину?
– Что касается состязаний, то я предпочитаю петушиные бои или скачки, – ответил Насреддин. – В споре безрассудно спорящих не может родиться истина. Для этого им следовало бы прекратить любые диспуты – ведь истина говорит сама за себя. Но они ищут не истины, а лишь победы. Их спор будет разгораться все сильнее, и ни один из этих мудрецов не успокоится до тех пор, пока все остальные не будут повержены."
Остаться в стороне от организаций, отнюдь не способствующих всестороннему развитию Айкидо и ныне вовсю собирающих деньги на новый мотоцикл, это выбор настоящего Учителя, продолжившего путь изысканий (от дзюдо и самбо к каратэ и айкидо, от айкидо к айки-дзюцу стилей Кодокай и Роппокай, от тайцзицюань стиля Ян и нэйгун-цигун к катанию на скейте, и т.д.), чьё чело не было украшено венком ложной скромности, зато лик излучал мудрость, а глаза - силу и доброту (редкое сочетание в наши дни).
"Неразумные люди с начала веков
Вместо истины тешились радугой слов;
Хоть пришли им на помощь Иисус с Мухаммедом,
Не проникли они в сокровенность основ.
Счастлив тот, кто в шелку и парче не блистал,
Книгу славы мирской никогда не листал,
Кто, как птица Симург, отрешился от мира,
Но совою, подобно Хайяму, не стал.
Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом."
(Омар Хайям)
Во время похорон некий В.Скрылёв командирским жестом отодвинул все цветы и венок "от учеников Учителю" в сторону для размещения венка "от ВФАР", т.е. от организации, которая ничем не помогла и даже не разместила ни на одном сайте просьбу о помощи А.М.Макашеву, который практически последние 1,5 года ходил на костылях ( в его доме не было лифта!), страдал от последствий инсульта и был напрочь забыт ФАСП/МЕАФА/ВФАР/НСАР/РСБИ; некие И.Новиков и Д.Черняев прямо в морге продемонстрировали презрение ко мне, но весело шутили, стоя у открытого гроба, явившись без цветов; некие Е.Максимов и А.Дьяченко прошли мимо, не поздоровавшись и оказавшись неспособными даже здесь в момент смерти Учителя освободиться от своих обид. Мы стояли с Ильёй Крыжановским вместе на холодном ветру и ещё не знали о том, что у соборной мечети Санкт Петербурга будет всего не более 25-ти человек ( в основном, из клуба "Самоотверженность" Р.Каримова и ВПЦ "Дзержинец", а также из АКАА в лице В.Т.Тагирова, С.Буланцева, супруги и сына З.Гаджиева, и из ФРАА "Ямато" в лице А.Н.Пастухова), а на Ковалёвском кладбище сильнейший дождь прекратится и засияет солнце.
И здесь в Евпатории внезапно прекратился шторм, стих дождь и солнечные лучи осветили всё вокруг мечети Джума-Джами, куда мы обратились с сердечной просьбой о молитве (дуа) по А.М.Макашеву.
Ощущая жар солнца, вдыхая аромат осенней листвы старого города и созерцая игру света на гроздях мускатного винограда, мы вспоминали, как вместе обедали в японском ресторане около ст.м."Чёрная Речка", отмечая почти 2,5 часа сообща с Учителем японский праздник почитания старших (敬老の日 Keirō-no Hi).
Кто знал, что эти мгновения станут последними фотографиями А.М.Макашева, чей девиз был: «Живи так, как будто сегодня последний день; учись так, как будто будешь жить вечно!» Вспомним, что он всегда говорил, вторя своему учителю Г.В.Попову по Айкидо и школе Чой и его учителю, U Thaung Din(1930-1966), обучавшемуся Айкидо у MURASHIGE Aritomo и YAMAGUCHI Seigo:
" Думаю, то, что чаще всего внешне воспринимается, как боевые искусства, это результат американизации мышления и восприятия людей. Культ победителя, чемпиона… Такой взгляд формирует у практикующего идеалы человека сильного, лидера, супермена. А у настоящего Мастера, традиционно идущего по пути боевых искусств, практика формирует осознание слабости и несовершенства человеческого организма. Тогда, понимая, что ты слаб и ограничен, ты начинаешь искать нечто, что могло бы дать опору. А окончательная опора может появиться только тогда, когда сознание перестанет отождествлять себя с телом, мыслями и чувствами и укорениться в том самом чистом «Я». Это процесс, идущий параллельно с развитием всей той мощи тела и психики, которая появляется в результате упорных занятий. Эти два процесса никак друг другу не противоречат, а, наоборот, дополняют. Для практического боя подобная идея может показаться идиотской, что вместо ненависти к противнику – сочувствие к нему. А на самом деле, это очень ценная идея. Если я вижу перед собой врага, которого ненавижу, то я ослеплен бешенством, и значит вижу его плохо. А если я чувствую к нему сострадание, то легче увижу все его слабые места и смогу быть безупречен в бою. С помощью сочувствия я легче отражу его атаку. Здесь нет противоречия: хочешь управлять ситацией, помни, что Айкидо - это Искусство всепрощения и сострадания ( 許す武道)".
Альфат Махмудович Макашев прожил счастливую жизнь, не изменив призванию Учителя в угоду конъюнктурам рынка. И для учеников его жизненный пример всегда будет высокой планкой для исправления кривой осанки человеческого достоинства в нашей стране.
"Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права..."
(А.С.Пушкин. "Из Пиндемонти")
Vvvv Nnnn
МАКАШЕВ АЛЬФАТ МАХМУДОВИЧ- выдающийся тренер ,профессор ,заслуженный тренер восточных единоборств.