Найти тему
Сретенский монастырь

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания – день необычный, день волнительный, потому что мы вспоминаем трагедию мирового масштаба, настоящую трагедию человечества. И в песнопениях этого воскресного дня подчеркивается, прежде всего, ужас, огорчение, стенание Адама после потери рая. Неоднократно говорится о том, что Адам потерял рай через нарушение заповеди поста, то есть через вкушение, через ядение.

Добавьте описание
Добавьте описание

В этот день читается Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21, но надо сказать, что глава шестая Евангелия от Матфея – это Нагорная проповедь. Господь как раз учит милостыне, молитве. Затем дает молитву на все времена «Отче наш», и дальше в продолжение расшифровки молитвы «Отче наш» читается это Евангелие.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Евангелие этого дня как раз нам говорит и о прощении, начинается словами о прощении, и говорит о правильном посте. Обратимся к святым отцам, объясняющим эти места. Блаженный Августин: «Поистине, не следует небрежно оставлять без внимания, что из всех этих поучений, в которых Господь наставлял нас молиться, Он определил, что главным образом следует запомнить то, что касается прощения грехов, в котором Он желал, чтобы мы были милосердны, потому что это единственная возможность избежать несчастий. Действительно, ни в одной другой молитве мы не молимся так, словно договариваемся с Богом. Ибо говорим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. (Мф. 6: 12). И если мы лжем при этом договоре, то нет никакой пользы от всей молитвы. Ведь Он говорит так: Если вы будет прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Евфимий Зигабен: «Повторил, как мы сказали, речь о том же предмете и расширил ее, показывая, что это дело весьма желательно Богу. И обрати внимание на величие человеколюбия. В нашей власти Он поставил прощение согрешающих против нас. Но, может быть, ты скажешь, что грехи обидевшего тебя многочисленны и велики? Но твои еще многочисленнее и значительнее. Притом же, он согрешил против такого же самого раба, а ты – против Господа; ты отпускаешь, сам нуждаясь в отпущении, а Бог – не нуждаясь. Поэтому, если ты отпустишь, то освободишь самого себя, так как ты потушил гнев, изгнал злопамятство, ввел человеколюбие, умилостивил Бога и устроил собственное прощение».

Мы знаем чин прощения, который зародился в пустынях Северной Африки, Египта, когда отцы, уходя из монастыря на весь Великий пост, совершали совместную службу. Они молились, просили прощения и уходили на целый пост в пустыню, не всегда имея уверенность в том, что вернутся.

Добавьте описание
Добавьте описание

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». Богослужение передает нам состояние Адама.

И еще такая интересная стихира, где понятие рая используется как некий  антропоморфизм, то есть к раю обращается Адам как к живому существу. Это, конечно, такая глубокая византийская поэтика. «Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение, Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли, Врата отверсти ми, яже преступлением затворих. И сподобитися древа животнаго прияти, и радости, ея же прежде в тебе насладихся».

Адам с точки зрения составителя этих богослужебных текстов обращается к раю и просит его молитв. Как рай может молиться – шумом листвий. Такой поэтический прием, говорящий о скорби и одновременно о желании вернуться.

Можно еще привести в пример пару  стихир, касаемых уже непосредственно постного времени. «Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение: тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению, яко Человеколюбец». Здесь нам сразу показывается уже и цель – достигнуть Воскресения Христова. Поклонитися сначала страстем и достигнуть Воскресения Христова.

«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся». Опять нам показывается радость грядущей Пасхи.

Конечно, необычна служба вечерни, когда начало еще обычное, а потом после «Ныне отпущаеши» идет переоблачение в одежды, в русской традиции – в черные. Часто в храмах меняют цвет лампад с ярких на более тусклые, с красных – на синие или зеленые. Совершается трогательный чин прощения, когда священнослужители выходят с иконами, мы друг у друга просим прощения: священники, монахи, прихожане. И действительно, это уже  завершение всех подготовительных недель, всего такого богатого содержания нашего богослужения, и помощь вхождения в Великий пост.

Спаси Господи, братья и сестры, за ваше внимание. Помощи Божией на эту седмицу, молитвы, понимания и, наверное, как всегда, помощи ближним. Да хранит и благословит всех вас Господь.

Игумен Павел (Полуков)

На сайте: https://monastery.ru/video/besedy-o-pravoslavnom-bogosluzhenii-syrnaya-sedmitsa-proshchenoe-voskresene-video/

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.