Текст мой, то бишь Сергей Леонтьев на основе архивных документов.
Фотографии из личных закромов, архивов заводов-изготовителей
Март 2022 г.
Продолжение. Начало тут
ГАЗ-4301. Про двигатель…
Летом 1982 года, совместно с самосвальным автопоездом ГАЗ-6008, Горьковский автомобильный завод предъявляет для Государственных приемочных испытаний образцы 6-цилиндрового дизельного двигателя воздушного охлаждения ГАЗ-542.10, который являлся базовой моделью разрабатываемого тогда Горьковским автозаводом семейства дизелей воздушного охлаждения в 4, 5 и 6-цилиндровом исполнении и мощностью соответственно в 80 л.с, 100 л.с. и 125 л.с. (нетто), предназначенных в основном для грузовых автомобилей ГАЗ.
Решение о применение дизельных двигателей воздушного охлаждения было принято на Научно-техническом совете Министерства автомобильной промышленности 17 февраля 1977 года.
На правой стороне коробки передач, на лючке, установлена коробка отбора мощности с масляным насосом НШ-32.То есть это силовой агрегат предназначен для самосвала ГАЗ-САЗ-4509, работающего в составе автопоезда ГАЗ-6008.
Техническое задание на «Семейство 4-х, 5-ти и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей с воздушным охлаждением с диаметром цилиндра 105 мм и ходом поршня 120 мм» было утверждено в установленном порядке заместителем Министра автомобильной промышленности СССР тов. Башинджагяном Е.А. 6 апреля 1978 года, протокол рассмотрения №ПП 37.001.406-78.
Технический проект на 6-ти цилиндровый дизельный двигатель утвержден в 1981 г. (Протокол рассмотрения №ПП 37.001.367-81).
Такое решение было принято благодаря преимуществам, которыми обладали эти дизеля в специфических условиях эксплуатации данных автомобилей в сравнении с аналогичными дизелями с жидкостным охлаждением.
Они более приспособлены для эксплуатации в экстремальных условиях при движении по дорогам низкого качества и бездорожья, менее чувствительны к механическим повреждениям и тряске, быстрее подготавливаются к пуску и принимают нагрузку при особо низких температурах окружающего воздуха, не требуют затрат, связанных с применением специальных охлаждающих жидкостей.
В тоже время эти дизеля имеют и существенные недостатки. Они требуют специальных устройств для отопления кабины, меньше поддаются форсировке. Точность производства отдельных деталей, в частности отливок головок цилиндров, должна быть существенно выше по сравнению с аналогичными деталями двигателей жидкостного охлаждения.
Краткая техническая характеристика двигателей:
- номинальная мощность (нетто) - 125 л.с. при 2800 об/мин.
-максимальный крутящий момент - 37 кгс·м при I600-I800 об/мин,
-минимальный удельный расход по внешней характеристике (брутто) - 165-167 г/э.л.с.ч.
Основной конструктивной особенностью дизельного двигателя ГАЗ-542.10 является его воздушное охлаждение.
Привод вентилятора системы охлаждения шестеренный через гидромуфту переменного наполнения. Управление наполнением гидромуфты маслом и соответственно оборотами вентилятора двигателя осуществляется автоматически специальным термоклапаном в зависимости от температуры отработавших газов и температуры окружающей среды, что обеспечивало регулирование интенсивности охлаждения двигателя.
Рабочий процесс с объемно-пленочным смесеобразованием, который при высокой экономичности обеспечивал низкую жесткость и шумность работы, хорошин пусковые качества, особенно при низких температурах.
Индивидуальные головки цилиндров и цилиндры обеспечивали хорошую ремонтопригодность.
Верхние поршневые кольце из высокопрочного чугуна трапецеидальной формы с хромированной бочкообразной рабочей поверхностью. Маслосъемные кольца с хромированными рабочими кромками и с расширителем. На каждом поршне применены три компрессионных и одно маслосъемное кольцо.
Поршни - с чугунной вставкой под верхнее поршневое кольцо.
Шестеренчатый привод кулачкового вала, вентилятора и навесных агрегатов осуществлялся со стороны заднего торца блока (со стороны маховика), что снижало шумность двигателя и повышало надежность работы шестерен.
Топливные насос размещен был под кожухом вентилятора системы охлаждения двигателя, что обеспечивало минимальную длину трубопроводоввысокого давления, хороший прогрев топлива при применении предпускового разогрева двигателя при низких температурах и интенсивное принудительное охлаждение при работе двигателя.
В системе смазки двигателя был предусмотрен отбор масла двигателя для отопления кабины и одновременно введено охлаждение поршней струей масла, подаваемого с помощью специальных форсунок из главной масляной магистрали. Наряду с охлаждением поршней это позволило вместе с термостатом системы охлаждения масла поднять эффективность отопления кабины маслом двигателя в условиях низких температур.
В системе смазки применена была полнопоточная очистка масла с помоги бумажного фильтрующего элемента и дополнительная параллельная очистка центробежным фильтром, расположенным в гидромуфте привода вентилятора.
Топливная аппаратура, разработанная и изготовленная Ярославским заводом топливной аппаратуры (ЯЗТА, ПО «Дизельаппаратура»), обеспечивала получение требуемых мощностных иэкономических параметров двигателя.
На двигателе была предусмотрена установка предпуского подогревателя и электрофакельного устройства, для облегчения запуска в холодное время года при температурах до минус 40 градусов.
В процессе испытаний проводилась отработка конструкции. Проверка работоспособности и надежности двигателя, его узлов и систем осуществлялась как поэлементно на специальных стендах, так и в составе двигателя в целом при стендовых и дорожных испытаниях.
К июлю 1982 года, к началу Государственных приемочных испытаний автопоездов ГАЗ-6008, с начала организации работ по сознанию дизельного двигателя воздушного охлаждения их было изготовлено 45 опытных образцов.
17 из них было установлено в разное время на автомобили, где проходили и продолжали проходить лабораторные и дорожные испытания.
Три двигателя из числа 45 прошли проверку на безотказность по 600 часовой программе ГОСТ 14846-69, один из них прошел четыре ГОСТовских 600 часовых цикла (2500 мото-часов) без существенных замечаний по основным базовым деталям.
Два двигателя прошли совместно с автомобилями ресурсные испытания по специальной программе на автополигоне НАМИ с зачетным пробегом по 180 тыс. км. Были намечены дальнейшие их дорожные испытания на скоростной дороге пробегом в 120 тыс. км (с общей суммой пробега 300 тыс. км).
Общий пробег двигателей на автомобилях составляет свыше 600 тыс. км, общая наработка на стендах свыше 14 тысяч моточасов.
Испытания подтвердили работоспособность и надежность принятых конструктивных решений. Система охлаждения обеспечивала температурный режим деталей в допустимых пределах. Пусковые свойства двигателей соответствовали требованиям технического задания.
Однако, в процессе полигонных ресурсных испытаний автомобилей ГАЗ-4301 выявили отдельные слабые конструктивные места дизельных двигателей, как-то:
- засорение форсунок подачи охлаждающего масла на поршень;
- преждевременный износ подшипника вала привода вентилятора со стороны шестерни;
- недостаточная надежность муфты опережения впрыска топлива;
- повышенная дымность на полной нагрузке и малых оборотах двигателя;
- слабая конструкция передней подвески двигателя;
- поломка пружин редукционного клапана;
В сжатые сроки были найдены решения по устранения этих недостатков и проведена конструктивная доработка слабых мест.
Для государственных приемочных испытаний автопоезда ГАЗ-6008 готовились двигатели с реализацией этих решений. Но из-за малого времени, прошедшего с момента выявления указанных дефектов и из-за производственных причин, эти двигатели были подготовлены к испытаниям лишь августе месяце 1982 года.
Поэтому, учитывая сезонность отдельных видов сельскохозяйственных работ, на которых должны пройти проверку автопоезда ГАЗ-6008 в процессе приемочных испытании, и с целью сокращения времени испытаний, к испытаниям были приняты автопоезда с двигателями без реализованных улучшений. В октябре их заменили на двигатели с реализованными решениями.
Теперь к вопросу является ли двигатель ГАЗ-542.10 лицензионной копией двигателя Дойц. Да ни в коем разе. Возможно за основу и был взят двигатель Дойц, но в итоге по своим характеристикам и параметрам, размерности, это совершенно другой двигатель.