Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Два моих предыдущих рассказа были посвящены описанию изготовления деревянных ложек с оконечниками ручек (коковками) в виде животных – слона и совы. Сейчас я хочу рассказать о несколько другой реализации идеи по изготовлению ложек с фигурной объёмной резьбой.
Кроме варианта изготовления относительно небольшой фигурки украшающей кончик ручки возможен и другой вариант – изготовление всей ручки в форме какого-либо животного. Обычно такой вариант изготовления ложек не очень распространён, так как в большей или несколько меньшей степени страдает функционал, а именно удобство удержания такой ложки в руке. Одним из немногих исключений является изготовление ручки ложки в форме рыбы, так как в этом случае удобство использования такой ложкой остаётся такой же, как и ложкой с какой-либо другой резьбой.
Если мне не изменяет моя память, то я (не считая вырезания ложки с ручкой в форме рыбки) всего один раз сделал ручку в форме животного, а именно – жирафа.
И вот во время своей небольшой болезни, мне подумалось, а не сделать ли мне опять (или снова? или как-нибудь?) ложку с ручкой целиком выполненной в форме животных. Я стал перебирать возможные варианты и подумал: а неплохо было бы как-нибудь вырезать ложки с ручками в виде таких животных, как собака (такса), кот, рыба, или крокодил. Именно в форме крокодила я и решил сделать ложку в этот раз.
Сначала я попытался вырезать ложку из сливового поленца, но несмотря на достаточно большое количество ранее вырезанных ложек (больше десятка это точно) из не просто древесины сливы, а именно из древесины от одного и того же дерева, в этот раз меня постигла неудача – баклуша сломалась в области шейки.
Но я не привык так сразу отступать. И решил повторить попытку, правда уже из другой породы древесины.
Мне несколько месяцев назад презентовали несколько берёзовых спилов. Вот некоторая часть из них.
Парочку я уже перевёл, сделав миску и ковш, а остальной материал пока лежал на балконе и постепенно подсыхал.
И вот я подумал, что неплохо бы подготовить материал под какой-нибудь очередной относительно крупный (для меня) проектик – что-то типа куксы или ладьи. Вот взяв половинку поленца и окорив его, дополнительно снимаю (скалываю) излишки – с нижней части (под плоское дно) и с двух боковин (для уменьшения размера, так как куксу шириной в 20 сантиметров делать не собираюсь).
И вот образовался такой достаточно крупный отход.
Покрутив его так и эдак, решил, что из этого кусочка вполне может получиться даже не одна, а целых две ложки. Раскалываю этот кусочек на две половинки.
Одну отложил на будущее, а со второй буду работать сегодня.
Немного стёсываю топором излишки, уменьшая толщину в области будущей ручки и немного в области черпала.
Рисую примерно крокодила на месте ручки и намечаю пропил под изгиб.
Топором немного стёсываю с боков.
Откладываю в сторону пилу и топор, и беру в руки более тонкий инструмент – нож.
Вырезаю ножом приблизительную форму крокодила и подрабатываю её (форму) штихелем.
Полученную заготовку назвать уже баклушей язык не поворачивается.
Зажимаю заготовку в приспособление и вырезаю углубление в черпале.
Ещё немного подчищаю ножом формы ложки, и в этот самый момент она у меня ломается в руках. Ну как сказать ломается – произошло расслоение вдоль волокон - ну да, это берёза...
Это конечно уже брак. Но желание сделать ложку, чтобы оценить возможную форму, как будет выглядеть, как лежать в руке, это желание никуда не исчезло.
Так как ложка не предназначена для продажи, то можно её восстановить, чтобы довести работу до конца.
Поэтому принято решение: склеить. Конечно, клеить можно было и клеем ПВА, но в этом случае ложка стала бы чисто декоративной, так как могла бы в любой момент развалиться при контакте с водой. Поэтому буду клеить эпоксидной смолой – это гораздо более водостойкое соединение, хотя конечно эпоксидка частично (в области шва) пропитает древесину и окрасит её. Но с этим придётся мириться.
Смешиваю небольшую часть эпоксидной смолы (меньше 1 мл) и наношу на обе склеиваемые части. Выжидаю примерно полчаса (может быть даже чуть больше). За это время смола частично пропитала древесину, загустела, но ещё не затвердела. Соединяю две части и плотно соединяю шпагатом.
На следующий день снимаю, а вернее даже сказать – срезаю приклеившийся шпагат. Детали соединились прочно. Можно продолжать работать.
Да, можно было использовать синтетический (полипропиленовый) шнур, тогда бы его не пришлось срезать и выкидывать. Можно было использовать антиадгезионный прокладочный материал (например, ту же полиэтиленовую плёнку). Но зачем? Дополнительный слой из прокладочного материала закрывал бы место соединения и было бы плохо видно как детали соединились. Синтетический шнур сам тоже состоит из отдельных волокон, и эти волокна попали бы внутрь объёма отверждённой смолы, и была бы та же самая проблема с их удалением и извлечением. А в этом случае шпагат впитал в себя излишки смолы, и натёков на поверхности древесины не было. Так что поступил я, на мой взгляд, абсолютно правильно.
Окончательно подчищаю ножом ложку и перехожу к её шлифованию абразивными шкурками.
По мере шлифования поверхность берёзы полируется, приобретает приятный шелковистый отблеск, при этом сохраняется приятная на ощупь текстура.
Крокодила вырезал достаточно плоским, чтобы ложку было более-менее удобно держать в руке.
Да, конечно удобство держания (пользования) такой ложкой меньше чем обычной, зато декоративная форма окупает это неудобство.
Мне визуально и тактильно больше нравится белое необработанное дерево (липа, берёза, заболонь вишни и т.п.). После шлифования такой древесины, она, с одной стороны, приобретает приятную мягкость и шелковистость, а с другой, визуально, становится похожей на кость.
Но есть проблема: такие вещи совершенно не защищены от воздействия влаги и, при контакте с водой, её тут же набирают. Вторая проблема состоит в том, что на поверхности таких изделий в случае их многократного контакта с руками или другими материалами постепенно образуются сальные и жировые пятна, портящие внешний вид. Но и ещё одной проблемой является то, что в случае хранения на открытом воздухе, под действием света и воздуха, внешний слой постепенно темнеет, на нём откладывается слой пыли и других загрязнений.
Поэтому поверхность древесины надо обрабатывать и защищать. Для чисто декоративных изделий в этом случае можно воспользоваться бесцветным прозрачным лаковым покрытием, например нитролаком. Однако для изделий, контактирующих с пищей, я предпочитаю применять пропитку пищевым маслом (льняным). Да, после такой пропитки цвет меняется на более тёмный (жёлтый), но что же делать.
Вот и в этот раз, так как это всё-таки ложка, выполняю пропитку льняным маслом.
Ставлю своё именное клеймо.
Теперь можно оценивать изделие в эксплуатации.
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!