Что теперь будет с торговыми центрами? Они начнут превращаться в базары

6,1K прочитали

Когда в моем родном Кемерове сгорела "Зимняя Вишня", в столичных СМИ и соцсетях нередко мелькало: "там ведь из развлечений только ТЦ". Этим объясняли, почему в торговом комплексе в тот злополучный день было так много народу. Хотя фраза немного снобистская, она отражает, на мой взгляд, весьма значимую и положительную тенденцию последних 30 лет развития России. А именно - появление торговых центров как мест общественного притяжения.

Когда в моем родном Кемерове сгорела "Зимняя Вишня", в столичных СМИ и соцсетях нередко мелькало: "там ведь из развлечений только ТЦ".

Исторически, городов европейского типа в России очень немного. В царское время 80% населения были крестьянами. А советская власть строила города не для людей, а для производства. Типичный советский город представляет собой промзону и рабочую слободу при ней. Позже рабочие поселки превратились в спальные районы. Но принцип оставался тот же: единственный выезд из района на большую дорогу, которая соединяет его с производственной территорией. И дважды в день по этой дороге происходит так называемая маятниковая миграция: утром общественный транспорт всех везет на работу, вечером с работы. Чуть поодаль райончик получше (но, по сути, тот же спальник) для начальства, а в центре площадь для торжественных мероприятий, здание обкома, горкома, почтамт и КГБ. О том, чтобы поставить на площади столики и посидеть с чашкой кофе не могло быть и речи. Да, и некогда особо было: два выходных в неделю народу подарил только Хрущев в 1967.

Это наследие неустранимо. Невозможно снести бесконечные массивы бетонных многоквартирных домов, чтобы на их месте построить что-то более цивилизованное и предназначенное для комфорта людей. Например, проложить улицы так, чтобы по ним можно было ходить без напряжения от постоянной необходимости пересекать проезжую часть, нырять в подземные переходы или забираться на надземные.

Ведь чем нам нравятся (извините, теперь надо "нравились") европейские города: в них можно гулять. Ходить расслабленно по улицам, видеть вокруг что-то приятное и красивое, почти в любом месте остановиться и перекусить, взять пива или кофе, зайти в уютный магазин. А главное - видеть таких же расслабленных приятных людей, тоже гуляющих, цивилизованно кушающих и выпивающих в кафе...

Когда в моем родном Кемерове сгорела "Зимняя Вишня", в столичных СМИ и соцсетях нередко мелькало: "там ведь из развлечений только ТЦ".-2

Вот это нам и дали торговые центры. Впервые в истории. Наши ТЦ это маленькие модельки европейских городов. Где как раз можно расслабленно ходить, глазеть, культурно есть и пить, назначать свидания, тусить с друзьями. И при этом там всегда тепло, светло и сухо. Людям это нравится. Как правило, в ТЦ не ругаются, не плюют на пол, не мусорят. Не сравнить с теми же вещевыми базарами, которые выполняли роль розничных распределителей шмотья в доторговоцентровую эпоху проклятых 90-х.

Но ТЦ штука дорогая. Большое здание, которое мало построить. Его надо содержать, ремонтировать, развивать, а главное - оно должно окупаться. Поэтому появиться и развиться в России ТЦ смогли только с появлением серьезных арендаторов - крупных торговых сетей, международных брендов. Все эти Gucci, Chanel, Armani, Dior и прочие Дольчи с Габбанами были не нужны абсолютному большинству посетителей торговых центров. Но их арендная плата позволяла содержать здание. Соседство с ними повышало престиж (и стоимость аренды) для брендов помельче. Они были потребительскими маяками для людей в темном море российского капитализма.

Да, в провинциальном ТЦ не было Louis Vuitton или Versace, но их роль для мест, где труба пониже и грязь пожиже, успешно выполняли H&M, Adidas, Cos или Zara.

И вот они все разом из России ушли. С точки зрения локальной экономики это означает прежде всего не пропажу с наших тел брендовых шмоток, а большие пустые площади в торговых центрах. Которые в большинстве случаев никто не займет. Потому что в России, во-первых, нет столько своих популярных сетевых брендов, а во-вторых, платить аренду в том же размере, что и иностранцы, наши не смогут.

Однако здание ТЦ не может стоять полупустым - оно начнет вместо прибыли приносить убытки. Выход известен: большие площади разбиваются на мелкие клетки, и там, где был один большой модный магазин, появляется десяток-другой, а то и больше тесноватых бутиков. В воздухе которых уже появляется знакомый запах торговых контейнеров из 90-х. Потому что вентиляционная система ТЦ под обилие этих клетушек не приспособлена.

Мелкие бутики означают уже не тот уровень комфорта, не тот ценовой диапазон, не тех посетителей. И вот из приятной прогулочной зоны часть торгового центра превращается в базарный ряд. А вместо кофе с круассаном рядом подают уже беляш с "Принцессой Гитой" в пластиковом стаканчике.

Когда в моем родном Кемерове сгорела "Зимняя Вишня", в столичных СМИ и соцсетях нередко мелькало: "там ведь из развлечений только ТЦ".-3

Некоторые ТЦ в результате массового оттока брендов, конечно, закроются. Но, уверен, большинство сохранится. К этому приложат все усилия и их хозяева, которые очень не хотят окончательно разориться. И местные власти, которые понимают важность розничной торговли для населения. Но вот спасти наши ТЦ от сползания в базаризацию не смогут ни те, ни другие. Какое-то время, год-два-три, некую расслабленную атмосферу маленькой площади европейского городка в них еще будут пытаться поддерживать. Но потом, увы, они станут неотличимы от переделанных в базары спортивных комплексов конца прошлого века.

Вы скажете: освободившиеся ниши и площади создадут благоприятную среду для развития местного бизнеса. На это ответ: инвестиции - их в ближайшие годы не будет.