Найти в Дзене
Многомерный Мир Дины

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Оглавление

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

В творчестве великого русского писателя М.Горького и основоположника башкирской советской литературы М.Гафури обнаруживаются точки соприкосновения.

В классическом литературоведении взаимосуществуют понятия: “диалог культур” и “диалог в культуре” [16-21].. В нашей работе в какой-то степени, пристутствуют оба постулата, которые, в свою очередь, имеют множество разновидностей и подвидов. Диалоги обычно выявляются в сравнении каких- либо литературных или культурных надлитературных явлений, или конкретных произведений. Мы попытаемся рассмотреть творчество М.Гафури в контексте современности в сравнении с некоторыми фактами его творчества с аналогиями в произведениях М.Горького. Их можно рассматривать и как представителей двух литератур и как двух ветвей общероссийской единой литературы, которая имеет общие тенденции, выраженные и определяемые единством пространства и времени их жизнедеятельности.

В последние годы часто слышим: “Меняется миропорядок на земле”. Большинство людей связывает эти изменения с экономическими и политическими событиями, ибо разрушаются прежние устои жизни. Стало известно, что под непонятным тревожным термином “новый миропорядок” правившая до пандемии теневая мировая “элита” подразумевала что-то, мягко говоря, очень недоброе.

Пришёл и уходит с пандемией

Капитализм, по словам экономических аналитиков, пришёл в своё время на планету с эпидемией чумы, и уходит с пандемией коронавируса. Поэтому экономика и политика постепенно претерпевали необратимые изменения, но изменения на самом деле касаются не только этих сфер жизни человечества. И происходят они не только на планете, а на уровне галактики и даже вселенной. Говорят, меняется местоположение планет системы Млечный Путь относительно земли и характер магнитной решётки и волн – вибраций, идущих с космоса.

По своей значимости текущие широкомасштабные события похожи на события столетней давности, которые проходили в жестких условиях более низкой частотности вибраций. Тогда так же, как сейчас, наряду с разрушением старого мироустройства кардинально менялся и человек, живущий на ней, он был обязан измениться. Как и сейчас, рушилась прежняя шкала ценностей.

Из истории

Мы знаем об этом времени из истории, которая раскрывала лишь внешнюю сторону событий, теперь известно, что и подаваемая нам информация как истина на самом деле была очень далека от истины. Творчество М.Гафури приходится на такое время, когда на кон ставились права народа, декларировалось социальное равенство, равноправие этносов и полов. И теперь мы наблюдаем вскрытие таких же проблем в самой неприкрытой жестокости. Идеология коммунизма, имевшая в своей основе гуманные намерения, претерпела крах. С позиций сегодняшних знаний это объясняется тем, что над планетой в то время сконцентрировались очень низкочастотные вибрации, что подействовало на сознание и мышление народных масс, и сами эти массы не способствовали повышению вибраций над планетой. Случилось много трагедий, в том числе и в пределах России.

Спустя всего 20 лет от выше перечисленных трагических событий (1919-1939), человечество столкнулось с очередным чудовищным планом, на этот раз фашизма. План Барбороса, по реализации которого население всей планеты должно было превратиться в рабов или умертвиться. Этот план не сбылся, отчасти, благодаря высокой вере в победу, прежде всего, советских граждан. Стало быть, вибрационные волны повышались, несмотря на колоссальные трудности. Этого искренне желали огромные массы всего населения планеты. Вернёмся к творчеству М.Горького и М.Гафури.

Чем они созвучны в первую очередь?

Народный поэт Башкортостана, основатеь башкирской литературы советского периода, классик башкирской и татарской литературы Мажит Гафури известен в мире, по большей части, как пролетарский поэт. И в этом плане его личность и творчество созвучны с Максимом Горьким, который так же был представлен миру, как певец революции и пролетарский писатель. Но в духе нашего времени, по прошествию множества лет со времени их жизнедеятельности, следует поговорить о других сторонах творчества этих корифеев отечественной литературы [1;2;3].

В творческом наследии М.Гафури имеется большой пласт малоизвестных произведений никак не вписывающихся в графу революции, в методы соцреализма. Это цикл стихов и произведений прозы философско-религиозного характера, и, в особенности, большой интерес представляет кыйсса “Адам и Иблис”, её актуальность особенно возросла на современном этапе [6-10].

У М.Горького, наряду с широкоизвестными ранними рассказами о босяках (люмпенпролетариат) и песнями О Буревестнике и О Соколе, которые в советское время интерпретировались односторонне, а именно, как призыв к революционным действиям, имеются такие произведения, как “Исповедь”, впоследствие идея Исповеди отразилась в повести “Мать”, она также расценивалась советскими литературоведами, как произведение, призывающее к революционным действиям [11;12;13].

Мнение ведущих горьковедов

По Матери Горького имеется много литературоведческих трудов постсоветского периода, самые известные горьковеды: постсоветского времени Басинский и Федякин, - в которых идея революции, узреваемая в “Мать” ранее, опровергается начисто. Главную героиню “Мать” они позиционируют, как мать в самом бытовом обыденном смысле. Пелагея Ниловна после смерти мужа, освободившись от его гнёта и унижений, наконец, почувствовала себя просто мамой и поддержала сына и его товарищей в революционной деятельности. Она просто приняла его деятельность беспрекословно, как часть жизни своего сына.

Это говорит о том, что М.Горький был не так односложен, как пытались расценивать его в советское время. А повесть “Исповедь”, написанная ранее, чем “Мать”, ещё одно тому свидетельство. Вопросы мироздания, веры, истины интересовали его очень глубоко. Главный герой повести Матвей, прототипом которого является сам автор, мечется по жизни, и в поисках истины обходит все религиозные храмы, монастыри, в которых натыкается не на святость и чистоту, как того следовало бы ожидать, не на стремление слуг бога в лице представителей духовенства к праведности и служению народу, а видит процветание корысти, лицемерия, обмана, угнетения себе подобных, мошенничество и другие, присущие человеку пороки [13].

Сотрудничество

М.Горький и М.Гафури были знакомы друг с другом и активно сотрудничали. Сюжет кыйссы “Адам и Иблис”, как известно, построен на содержании сур и аятов Корана. Но, вполне возможно, что желание создать это произведение у башкирского писателя было навеяно, отчасти, Исповедью М.Горького, ибо очень резонирует это произведение состоянию души М.Гафури.. Этого мы не можем знать в точности, но перекличка идей в этих, совершенно разных по жанру, произведениях и в другой части их творчества явно присутствует. Ведь М.Гафури был моложе Горького на 12 лет, и не мог не прислушиваться, не учиться у старшего коллеги, которого уважал искренне.

Космополитизм и религиозность

Современной культуре известно, что М.Горький позиционировал себя как космополит, отвергал всякого рода религиозные и этнические аспекты жизни: «Национальные характеры интересуют Горького, прежде всего, как загадочные и порой непостижимые проявления человеческой индивидуальности. … Русские характеры волнуют Горького, не только и не столько сами по себе, но как выражение одной из граней всечеловеческого единства» [3, 75].

Воззрения М.Гафури в советское время также пытались представить как пролетарские. И это соответствовало истине, но огромный пласт его творчества, его взглядов на социальные явления и сути человека продолжали оставлять в тени. Упор делался на его поэзию и прозу, где можно было обнаружить восхищение новым строем. Но это было присуще всем писателям его эпохи, ведь российская интеллигенция надеялась на лучшее светлое будущее. М.Гафури, являясь защитником угнетённого слоя населения и сам, проживая свою жизнь в материальном плане весьма ограниченно, симпатизировал новой власти. Но, если бы не ранняя смерть от самой распространённой в мире болезни (даже в наши дни), его бы погубили как тысячи и тысячи представителей национальной интеллигенции.

“…Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы в самом низменном смысле. Жестокость, грубость, невежество и прочие прелести провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом – породили великую веру в Человека и его потенциальные возможности ... Человек (идеальная сущность) не просто не совпадал с человеком (реальным существом), но вступал с ним в трагический конфликт" [5,16].

По творчеству М.Гафури пока не имеется столько трудов, как по Горькому, но лишь приведя его малоизвестные, не издаваемые в советское время произведения, можно констатировать глубину понимания человеческой сути, мироустройства, которое, увы, построено порочным нечеловеческим разумом, а теперь можно утверждать, что управлялось это иезуитами в лице преступных тайных обществ.

Общность судеб

Истину скрывали, а тех, кто пытался к ней приблизиться, держали вдалеке от мировой кормушки, от возможности реально воздействовать на ход истории. Вот отрывок из стихотворения, написанного в 1905 году «Инсаф» - в переводе это означает: скромность, достоинство, не переоценивая своих возможностей.

Кылган эш, әйткән сүзгә караганда,

Безләрдә мәгълүматның мәйданы тар.

Язган язу, сөйләгән сүз, кылган эшләр

Инсанның дәрәҗәсен кылыр изһар...

Эшләр күп: безнең ара эч пошарлык,

Көн итәбез көне-төне күреп тарлык,

Үзебез узебез өчен тырышмасак,

Урын юк башка җирдә күз тотарлык.

Кояшыбыз кайчан туктар тотылудан?

Өмид бармы ушбу эштән котылудан?

Күбебезнең мәгълүматы арта алмый

Бер-берсене сүгүдән, сәб кыйлудан.

Милләт өчен бурычлыбыз һәрберебез,

Тиз кушылсын бер урынга фикеребез,

Булмасын сәмәрәсез ялгыз сүгеш,

Зинһар, дуслар, шул гадәтне бетерегез!.. [6].

Здесь говорится о том, что о реально содеянном, мы знаем мало, ибо самого дела нет, лишь слова о деле. Всё написанное, проделанное и сказанное свидетельствует о человеческой сути того, кто это всё делает.

Много дел, от которых болит душа. День и ночь мы живём в ограничении. И никто не сделает для нас того, что нам сейчас необходимо и, главное, открылась возможность проделать это.

Когда наше солнце выйдет из затмения? Есть ли на это надежда? Большинство из нас не могут уйти дальше пререканий и обвинений друг друга.

Все мы в долгу перед нацией, надо быстрее совместить наши мнения и усилия. И давайте, перестанем голословно обвинять друг друга, и не будем ограничиваться поиском виноватых [22].

О таком может писать только искренний человек, неравнодушный к сути человеческой, ищущий истину, а не собственную выгоду. М.Горький и здесь перекликается с башкирским писателем: “Глупые и умные, подлые и почти святые, разнообразно несчастные, все это – милые сердцу люди; мне кажется, что я неплохо понимаю их, и душа моя полна неугасающим интересом к ним” – писал он в своей книге «Люди и судьбы» [3;2].

Горький и Гафури по своему развитию явно были выше своих современников не только интеллектуально, но и интуитивно: М.Гафури принимал, видел в свершившейся революции и в ее последствиях необходимость, опыт, неизбежность этого события. Это ярко отражается в стихотворении «Сәйфи Кудашка» (Сайфи Кудашу) [7, 142], т.е. обращение к одному из своих активных, преданных, может быть не столько делу революции, сколько новым лидерам новой власти. М.Гафури видит, чётко оценивает суть отдельных категорий людей, для которых взошло солнце после продолжительного ненастья.

В статье «Несвоевременные мысли» (1918) [14] Горький заявляет об опасности свершившейся революции, о разрушении слабых ростков русской культуры, т.е. видит то же, что и Гафури, но заявляет в другой форме. Горький, будучи космополитом уже на то время, проявляет глубокое понимание того, что задачи человечества, идеи братства, равенства в его видении отражаются глубже, чем это разрешалось официально. Он не обращался к Библии, ибо знал, что её исковеркали, исказили, а бога просто приспособили под свои нужды, что он и утверждает своей Исповедью.

То же самое видел и Гафури, но он получил религиозное образование и его народ на то время был тесно связан с Исламом во всех сферах жизни. И он не мог говорить о чём-либо вне Аллаха и религии, ибо рисковал остаться непонятым. Из-под его дореволюционного пера вышло немало произведений на религиозную тематику об отдельных личностях, укладе жизни мусульман, попытки раскрыть, донести свет Аллаха своим юным читателям. И в то же время он, как и Горький осмеливается затронуть тему голода и низведение человека до уровня животного через муки голода «Кеше ашаусылар» [7,117-141].

Исходя из сегодняшних событий, открывшейся информации, которая долгое время была нам недоступна, можно сказать, даже сделать вывод. Люди, не отрицающие наличие Тонкого Мира, ощущают, что энергия над планетой изменилась и продолжает это делать. Что это значит, как влияет на жителей планеты?

Жемчужины во тьме

Опять-таки, с опорой на специалистов, способных высчитывать герцы энергетических вибраций над планетой, которые констатируют, что в 90-ые годы прошлого столетия они были около 7-8 герц, в то время, как сейчас достигли 40 и продолжают повышаться. Энергетические вибрации воздействуют на частотность человека и всего живого и неживого. Это ещё раз доказывает, что все мы под Богом, под Высшими Силами пребываем. У нас есть шанс не повторять ошибок 90-х годов, тем более, кровопролития 1917-20-х годов. В мире существуют энергетические эгрегоры, т.е. коллективные вибрации отдельных слоёв населения, сгруппированных по родовой, национальной или социальной идентичности. Если группа содержит много низкочастотных индивидуумов, отдельным лицам, как-то отделившимся от группы, благодаря более высоким вибрациям его сути, будет трудно противостоять основной массе. Мир един.

Эти постулаты современности резонируют с теорией пассионарности евразийцев Л.Гумилёва, которая зародилась в годы творчества рассматриваемых нами писателей [15;16]. Согласно этой теории, на земле присутствуют личности – высшие пассионарии, получающие энергию с космоса, это синхронизирует с идеей сверхчеловека, запущенной в мир Ф.Ницше и вновь приобретающей популярность сегодня. На то время, да и сейчас, выявлялись субпассионарии – прямая противоположность пассионариев. Если выражаться современной терминологией, субпассионарии - это обладатели низких вибраций. В этом кроется ещё одна точка соприкосновения эпохи Гафури с нашей.

История и Тонкий мир

В годы революций 1905-1917 годов в условиях войн: русско-японской и Первой Мировой, которые несли с собой голод, разрушения и проходили на фоне низких вибраций над планетой, происходило колоссальное снижение частотности отдельных людей и еще больше понижало общий энергетический фон населения и планеты. Получается, и Она - Планета от нас зависит.

Такое состояние общества наблюдается в произведениях М.Гафури: люди не могут организоваться, они неосознанно испытывают страх, ведомы этим страхом, чувством голода, желанием выделиться, выслужиться, а отдельные представители из простого народа имели откровенное желание властвовать. До революции они были лишены возможности властвовать из-за своего социального или материального положения. Правящие классы, в свою очередь, не хотели терять прежних привилегий и также теряли контроль над своими действиями. Это и наблюдается в стихах М.Гафури и рассказах М.Горького.

Если задуматься – Уйлаган чакта (1913)

Глаза закрыв на истину, в потёмках бродим,

Тревожась и страшась, весь мир в грехах мы топим.

Как щепку нас несёт волной и ветром сносит,

И буря косит нас порой, червяк нас точит.

Достигнуть истины и чистоты нам суждено ль когда-то?

А, может, уготована уже одна на всех расплата? [6;22].

Как глубоко было понимание М.Гафури того, что происходит с человеком, как проницательно он видел причину неумения воспользоваться предоставленными возможностями той эпохи. Страх – причина грехов, а, говоря современными терминами, страх – причина понижения частот энергетических вибраций человека. Таким человеком легко управлять, а управлять им будут, отнюдь, не в интересах его самого, всегда найдётся носитель очень большого Эго, способного сокрушать всё ради достижения своих, чаще всего, низменных целей, ведущих к дальнейшему понижению эгрегориального потенциала населения, т.е. дальнейшего порабощения человека.

И делалось это очень правдоподобно. Лозунги всегда были правильными, убедительными, но чаще всего, лживыми, фальшивыми. Даже если они и были составлены искренними людьми, чаще всего, так и было, потому что лживый человек не может составить призывающий лозунг. Получается. приверженцы эгрегора обманывают того, кто верит в идею, порядочен и честен, пользуется его услугами, обманывая и автора и тех, кому эти лозунги и призывы предназначаются.

Осознание вины – Игътираф (1915)

Высший лозунг прозвучит, - Во имя правды делается дело…

Обман на дне его лежит, коль взглянешь трезво.

Без тайны действий не сыскать – везде подвох,

Без грязи душу не сыскать – в любой найдёшь.

Добро само к тебе плывёт: берёт за жабры нафс – как устоять?

Забота – лишь грехи не показать, следы утрамбовать.

Грехов земных, известных всем, побольше нас самих,

А тех, что скрыты от людей, намного больше их.

Когда бы наказание бежало вслед за злом,

На свете не отыщется нетронутого злом.

Как много преступлений свершают на глазах,

Привыкли к ним глаза, душа, не в силах осознать.

Не трогай ты чужих грехов, останови свой суд,

«большие люди» больше врут, их ложь – опасный спрут [6;22].

Так просто и точно разоблачал поэт носителей больших и малых грехов. Он чётко видел, что маленький обман влечёт за собой большой грех. Малейшее потакание собственной совести ведёт к большим сделкам с совестью. Кто-то и рад бы жить в согласии с совестью и честью, но нет у него на это никаких сил, ибо тянет его вниз эгрегор его рода, социального слоя, трудового коллектива и т.д.

Освещение семейных отношений

Здесь напрашивается мысль о том, что М.Гафури, сумевший создать прекрасную семью, озабочен в своём творчестве по большей части судьбами страны и мира, М.Горький, напротив, будучи космополитом, хорошо понимающий происходящее вокруг, очень часто окунался в своих произведениях в семейные проблемы. На мой взгляд, это связано с тем, что он не удостоился нормальной семьи в своём детстве, и, наверное, именно поэтому сам в своё время не сумел построить крепкую семью. Но при этом очень глубоко понимал человеческие трагедии, связанные с семейной жизнью. «Супруги Орловы» - где женщина постепенно приобретает самоуважение и уходит от мужа, который вроде бы и любит её, но (так объясняет сам автор) не знает, что ему делать с неуёмной энергией, присутствующей в нём. Поэтому он каждую субботу пьёт и избивает жену [12]. Автор указывает в своих произведениях на выход из таких ситуаций: у человека должна быть идея, цель, к которой он стремится.

М.Гафури тоже проницательно видел огромный пласт человеческого негатива, он даже знал причины его порождения. В то время на слуху были идеи социальной справедливости, а они могут реализоваться только там, где есть истинная любовь к себе и окружающим, вера в Высшие Силы, тогда они не могли осуществиться. К этому народ был не готов. В этом и заключается трагедия нашего народа и отдельных его представителей во все обозримые времена.

https://zen.yandex.ru/media/id/60215fda8c2e5168729b8b57/6071eba7420d4500ed7fe49c

Глубокое понимание истины

М.Гафури в своём творчестве обнаруживает глубокое понимание объективности происходящих событий, связанных с революцией 1917 года. Он словно ловит информацию из неведомых высших сфер, осознаёт, что это эксперимент высших сил на земле и происходящие события являются необходимым этапом эволюции человеческой осознанности. Разве мы смогли бы дойти до того уровня развития, которого достигла некоторая часть землян сегодня. Его мудрости хватило для приятия этих, казалось бы, страшных событий. Он не сетовал, не жаловался, а умел радоваться весьма сложным происшествиям, принимая их как данность и неизбежность. На современном языке это называется «принятие своей тьмы». Принять и полюбить тьму в себе и в окружении – вот высший пилотаж. Ибо это непременно приведёт к трансформации тьмы в свет. Сумел даже распознать причины (в стихотворении выше, а подобных произведений на разные темы у него много), из-за которых стало невозможно достичь красивых целей, декларируемых коммунистической идеологией.

Само Сердцебиение Планеты помогает нам сегодня стать осознанней, постичь истинную любовь к себе и друг другу не на словах. Объединение на условиях равенства и справедливости. Вот, что требуется от нас сейчас. Творчество личностей, опережающих своим развитием своё время, помогают нам понимать проблемы нашего времени, нашей эпохи, нашей страны и единой неделимой галактики Млечный Путь.

Если вам импонирует это излияние. не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал. Буду благодарна.