Это кино многие сравнивают с «Дураком» Юрия Быкова. Это не очень точное сравнение, во многом фильмы разные. «Многоэтажка» – не политический памфлет, а смесь триллера с социальной драмой.
Пожарный Антон Калашников (Денис Никифоров, «Бой с тенью») по субботам проводит время с 14-летней дочерью Кирой (Дарья Щербакова). Встречает ее с танцев, а дальше – посиделки с телевизором и пельменями. На этот раз папа ждал дочь, запустил ее в подъезд по домофону, пошел в душ, но заснул. Проснулся, дома потоп, а дочери нет. Выяснив, что обратно из панельки девочка не выходила, Антон начинает поиски, стучась в квартиры соседей.
В результате – бодрый триллер, по ходу действия рисующий картину быта в типичном для России большом и небогатом МКД. Мы узнаем, что соседи не лучшего мнения друг о друге, иногда для этого есть причины, а порой достаточно и повода. В каждой квартире – свои тараканы, иллюстрирующие ту или иную социально значимую проблему.
В одной квартире десантник мается от ПТСР и срывается на жене, в другой хозяин держит зверя, которому место в зоопарке. Осторожные с людьми брат с сестрой ведут тихий образ жизни из-за проблемы, которая, скажем так, была отражена в фильме «Охота».
Колоритный пенсионер Петр Петрович увлечен передачами Соловьева и теориями заговора. Управдом (отличная роль Татьяны Догилевой), подозрительно настойчиво подбивает жильцам нанять консьержку. Мать подруги Киры не желает вникать в чужие проблемы и дочь воспитывает так, чтобы держалась подальше от тех, кого считает маргиналами, и т.п.
Антон Маслов («Вампиры средней полосы») снял фильм по сценарию, который написал вместе с женой Марией Масловой. Кино сразу вышло на платформах, обладая при этом приличным прокатным уровнем.
Фильм кинулись сравнивать с картиной Юрия Быкова «Дурак» про честного инженера, который пытался остановить разрушение МКД. Тут много общего, но не все.
У Быкова иная мера условности, его кино – прочти памфлет, бичующий одновременно пассивное население и муниципальную властно-хозяйственную систему. Которая на заложенных в 90-е анахо-либеральных дрожжах выросла в прожорливого монстра, питающегося народным добром, что еще не успели растащить.
Маслов показывает чисто житейскую историю, без всякой власти, просто большая человеческая драма, разрастающаяся из локальных квартирных драм, толчком к чему стала пропажа Киры. Тут нет политической сатиры. Герои, несмотря на недостатки, остаются людьми. И в результате развития истории с Кирой вспоминают об этически важных вещах.
Некоторым на этом пути придется многое потерять, чья-то судьба сложится драматично, но в целом упаднический тезис управдома («Хороших людей не бывает, бывают недоизученные») не оправдывается.
Отчасти, кстати, с проникновением чернухи помогает бороться именно героиня Татьяны Догилевой. Она, как и некоторые другие соседи, похожа на героинь фильмов Рязанова. У которого даже при печальном развитии событий грусть все-таки светлая, не доходящая до тоски.
Здесь много артистов, подходящих для соцдрамы: Евгений Антропов, Наталья Швец, Павел Ворожцов, Дмитрий Лысенков, Николай Шрайбер, Артур Ваха и др. К счастью, им не пришлось играть карикатурных героев на радость тем, кому простой народ – как-то не очень.
Несмотря на всю суровость, фильм не лишает надежд на лучшее. Правда, кульминация и финал могли быть еще мягче. Думаю, жители этой многоэтажки, да и зрители это заслужили.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!