Музыкальные композиции в киношедеврах Леонида Гайдая – одна из ключевых составляющих. Песни из комедий моментально становились народными и разбирались на цитаты.
Конечно, с Гайдаем работали лучшие советские композиторы, и рабочие отношения их складывались довольно непросто. Что поделать – творческие люди не лишены эмоций.
Для Александра Зацепина, известного композитора, сотрудничество с Леонидом Гайдая стало новой вехой в творчестве.
До встречи с Зацепиным режиссер работал с композитором Никитой Богословским, который написал композиции к короткометражкам «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» с участием Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина.
Часть музыки к «Самогонщикам» Гайдай забраковал, что очень обидело Богословского. Композитор думал, что режиссер обсудит с ним возможную замену части мелодий, но Леонид Иович был человеком с характером, поэтому ничего обсуждать не стал.
После выхода короткометражки стало понятно, что автору комедий придется искать нового хорошего композитора, который напишет темы для новой комедии «Операция «Ы». И в этот момент ему посоветовали Александра Зацепина.
Гайдай не сразу принял этого композитора, его смущало, что он пишет лирические композиции, а тут – эксцентрическая комедия. Но тот пообещал – задачу выполню. Но для этого Александр Сергеевич попросил у режиссера творческой свободы. И тот ее дал.
Но потом, правда, Леонид Иович оказался недоволен: «Я же совсем не это просил написать для этого эпизода». Но Зацепин умеет спорить и отстаивать свою позицию. Он сказал: «Мы не у станка стоим, мы творческие люди, которые имеют право на свободу». И Гайдай допустил, что его собеседник, возможно, прав.
Принял Александра Сергеевича Зацепина режиссер тогда, когда тот написал очень подходящую мелодию с добавлением эксцентричных звуков, сыгранную на аккордеоне, для нервной сцены, когда Шурик никак не может сесть в автобус.
Всего для «Операции «Ы» и других приключений Шурика» Зацепин написал ровно час авторской музыки. Леонид Иович настаивал, чтобы часть мелодий композитор превратил в полноценные песни, но Александр Сергеевич отказался.
В итоге – сотрудничество получилось конструктивным и продлилось много лет до 1992 года, когда Гайдай снял свою последнюю в жизни комедию «На Дерибассовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди».
Подписаться на канал «КиноНытик»