Загрузку придётся подождать - статья большая!
Православная музыка - просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную, главным образом, с богослужением византийского обряда в Православной Церкви с православным богослужением Древней Руси. Однако под этим словосочетанием имеются в виду различные виды как православного богослужебного, так и не богослужебного пения.
Делится на несколько видов:
- Древняя - распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например - грузинский распев и проч.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменный, столповой, путевой, большой и др. распевы;
- Партесная (многоголосная) - зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например - Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.;
- Духовные стихи, канты, колядки и т. п. (песни на духовные темы), являющиеся не богослужебным видом православного пения.
Бас-профундо (итал. basso profondo - глубокий бас) - очень низкий мужской голос. Бас-профундо - термин, принятый в западной культуре (европейской основы). В России глубокие басы часто используются в церковно-хоровой музыке :
Певчий (церковный хор) - в христианстве степень низшего клирика, основная задача которого - петь на клиросе (пение на клиросе предполагает у вокалиста не только наличие вокальных данных, но и знание нотной грамоты и молитвослова) в хоре во время общественного богослужения некоторые псалмы, христианские молитвы, гимны, прокимены и возгласы. Певчие составляют церковный хор, который находится на клиросе. В больших храмах во время богослужения - два хора: левый и правый, что позволяет петь антифонно.
Перечень известных хоров:
- Духовный хор А. А. Архангельского создался при Почтамтской церкви в Петербурге в 1880 г. Он обратил на себя внимание великолепным исполнением, художественной отделкой церковных песнопений. Александр Андреевич Архангельский предъявлял к хористам высокие профессиональные требования. В его составе наряду с детскими голосами мальчиков звучали женские и мужские голоса. Хор быстро стал известен и считался лучшим а столице благодаря профессионализму, а так же введению в трактовку церковных произведений приемов светской музыки, отточенности звучания и оттенков.
- Хор Сергея Жарова - мужской камерный хор, базируется в США. Основан хор (в 1921), руководил им С. А. Жаров. После смерти Жарова получил название «Хор донских казаков донских казаков».
- Сретенский монастырь, хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери – в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение. Архимандрит Матфей (Мормыль) (1938-2009 гг.)
- Клиросный хор Валаамского подворья Спасо-Преображенского монастыря в Санкт-Петербурге существует с 1990 года, когда был вновь открыт храм во имя Казанской иконы Божьей Матери на Нарвском проспекте. С 1993 года руководит хором Михаил Рузанов. Открывается альбом простым и величественным гимном Валаамской обители, который дорог и понятен каждому, кто хоть раз побывал в ней. Это сочинение, созданное в 90-х годах XIX века монахом Петром Михайловым - дар любящего сердца родной обители.
- Хор Свято-Троицкого Ионинского монастыря был создан в 1992 г. одновременно с открытием монастыря для совершения богослужений в воскресные и праздничные дни. Регенты - диакон Дмитрий Болгарский, Николай Лысенко. Певчие - воспитанники Киевской духовной академии и Киевской духовной семинарии, учащиеся Национальной музыкальной академии, Национального педагогического университета.
- Хоры храма Христа Спасителя :
- Патриарший хор храма Христа Спасителя создан весной 1998 года по благословению Его Святейшества Патриарха Алексия П. В состав хора по приглашению его основателя профессора Николая Георгиевского вошли певцы хора "Православное Отечество", которые ранее принимали участие в Патриарших Богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля, а позже и в храме Христа Спасителя.
- Молодёжный Камерный хор Храма Христа Спасителя под руководством Светланы Соколовской
- Преображенский хор, состоящий из прихожан Храма Христа Спасителя.
- Хоры Свято-Елисаветинского монастыря :
- Хор сестёр СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ - Основателем хора и его первым регентом стала монахиня Марфа (Гуськова). Благодаря ее трудам и поискам взамен простого обиходного пения в монастыре зазвучал древний распев. Распевом поется весь годовой круг богослужений: в будничные дни звучит, в основном, знаменный и, как его разновидность, валаамский распев, в воскресные и праздничные дни к ним добавляются византийский и греческий распевы, а также староболгарские, македонские и грузинские песнопения. В богослужениях же, проходящих в больнице, звучат более простые обиходные трехголосные напевы.
- Братский Хор СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ - Братский хор Свято-Елисаветинского монастыря является действующим богослужебным хором. Возник хор в 2001 году и состоял из нескольких монашествующих братьев, но со временем в хор стали приходить новые люди, трудящиеся в различных мастерских при монастыре, и, на сегодняшний день, состав хора полностью обновился.
- Детский Хор СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ - Детский хор Свято-Елисаветинского монастыря в городе Минске создан в октябре 2015 года по благословению духовника обители протоиерея Андрея Лемешонка. Основатель и художественный руководитель хора - матушка Мария Бахвалова, концертмейстер - Ольга Прохорова. Участники хора - дети прихожан монастыря, девочки и мальчики в возрасте от 7 до 16 лет.
- Xор "РАДУЙСЯ" СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ - "Покаяние и молитва, печаль и радость, страдание и любовь - все эти темы теснейшим образом переплетены в песенном творчестве нашего народа и из этого кладезя мы черпаем вдохновение. Разучиваем песни, оттачиваем исполнение и доносим сокровенное до слушателей. Дарить людям радость, самим радоваться жизни - вот задача с которой хор успешно, как нам кажется, справляется."
- Мужской хор Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни - создан в 1996 году на Успенском подворье монастыря Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге. 15 сентября 1996 года, на память преподобных Антония и Феодосия Печерских, была отслужена первая знаменная литургия. Помимо древнерусских одноголосных распевов, на богослужении исполнялись разные виды русского церковного многоголосия: строчное пение, знаменное многоголосие и ранний партес, а также распевы православных певческих традиций - греческой, сербской, болгарской и грузинской.
- Хор Феодоровского собора появился одновременно с началом возрождения прихода. Вскоре после освящения храма-часовни святых Новомучеников и Исповедников Российских в 1998 году хор стал регулярно петь за богослужениями возрожденного прихода. В первые годы существования прихода это был его единственный хор. Создатель и главный регент хора до 2013 года - Марина Лифорова, выпускница.
- Хор Богоявленского Патриаршего собора - время создания относится к 1943 г. В этот год 3 сентября в Богоявленском соборе впервые по возвращении из Ульяновска служил патриарший местоблюститель блаженнейший митрополит Сергий, впоследствии Святейший патриарх Московский и всея Руси. С именем этого человека связана вся дальнейшая слава Патриаршего хора. Художественный вкус Виктора Степановича был воспитан на образцовом пении бывшего Синодального хора, а также благодаря личному знакомству с такими выдающимися регентами и духовными композиторами, как А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, К. Н. Шведов, П. Г. Чесноков и другие.
- Хор храма Смоленской иконы Божией Матери. В 1730 году чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки и который после сего видения получил исцеление. Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 году по именному указу императрицы Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А. Г. Разумовским в количестве 4654 рублей 38 копеек, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени.
- Хор Храма 9-ти Мучеников Кизических - место покоя и силы. Старинная чудотворная икона конца XVII века. Храм, в который хочется вернуться. Неподалёку небольшая усадьба Грибоедовых.
- Московский Синодальный хор - один из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. 3 января 2010 года в Успенском соборе Кремля, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Главный дирижёр - Алексей Пузаков.
- Братский хор Киево-Печерской лавры - регент, уставщик, игумен Флавиана (Приходько).
- Московский хор молодежи и студентов при Всероссийском хоровом обществе (с 1953 по 1960 гг. Хор студентов московских вузов при Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижёр - Борис Тевлин. Под управлением Тевлина хор добился широкого международного признания.
- Сергей Васильевич Рахманинов. Всенощное бдение - "Блажен муж" на моей аудиосистеме. Estonian Philharmonic Chamber Choir, Paul Hillier
Удивительно, начав писать статью я и предположить не мог такое количество хоров! А ведь в статье удалось описать только довольно известные, а сколько хоров я не описал? И это при том, что бывал на региональной церковной ярмарке (собирал составляющие лака - мирру, прополис, смолу иерусалимской сосны и пр.) и покупал там компакт-диски с разными хорами, в виниле у меня много церковной музыки!
Стал осознавать величину - огромный пласт православной музыки!
Мой канал в YouTube
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА моего канала в Яндекс Дзен
Статьи канала о моей аудиосистеме:
- Лак Страдивари для аудио
- Акустика короткого тракта без фильтров.
- Мой звукозаписывающий тракт
- Проигрыватель винила Thorens CD41 с червячным приводом.
- Проигрыватель Pfilips CD 880.
- Усилитель нижней полосы, можно сказать рупорный сабвуфер.
- Фонокорректор по схеме АМЛ.
- Просто предусилитель.
- Ламповый однотактник по схеме АМЛ - самый эмоционально честный из всех усилителей.
- Считается, что лучшие рупора - это Klangfilm Bionor KL-L443.
- Этот громкоговоритель можно назвать динамиком для рупорного сабвуфера.
- Громкоговоритель Klangfilm 405 Kurt Müller.
- Широкополосник, пьющий Солнце.
Подписывайтесь на канал , ставьте палец вверх, если понравилось.