1156 год…До битвы при Гастингсе ещё 10 лет, маркграфство Австрия становится герцогством, император Фридрих Барбаросса отмечает первую годовщину своего избрания на престол Священной Римской Империи, а Юрий Долгорукий приказывает окружить валами свою резиденцию, начав формирование московского Кремля. И именно в этом году, по мнению многих исследователей, специально приглашённые из далёкой Византии мастера закончили роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. И этим фрескам предстояло пережить века!
Впрочем, «пережить», скорее всего, не совсем точное слово. Лучше бы подошло «выжить». Судите сами: в XVI веке все (!) фрески забелили (причина до сих пор не очень ясна). В самом начале XX века сняли часть побелки и поновили фрески да так, что статично изображённые святые пустились «в пляс» (всё по моде того времени). Тот случай, что для фресок куда сохраннее было бы оставаться под слоем белил: каустические краски палехских мастеров вцепились в старые изображения челюстями питбуля. В результате реставраторам 60-70 годов XX века пришлось фактически по миллиметру размывать эти наслоения (снятие огромного поля белил было, по сравнению с этим, как работа ластиком по карандашу).
Если отбросить эмоции, то уникальность этого шедевра можно суммировать языком фактов.
1). В соборе Мирожского монастыря перед посетителем разворачивается единственное фактически полностью сохранившееся с тех времён фресковое поле, охватывающее весь храм. Что и говорить: сегодня фресок так называемого «домонгольского» периода сохранилось не так и много. Здесь же только успевай следить за тем, чтобы голова не закружилась от обилия целостных рисунков.
2) Фрески собора (по мнению ряда искусствоведов) являются первыми, в которых начался постепенный отход от жёстких художественных принципов константинопольских школ по всему миру. Это потом уже начнётся эволюция этих принципов в Сербии и на Кипре. Однако именно в Мирожском монастыре и был сделан самый первый шаг в этой эволюции. Впрочем, по отзывам тех, кто побывал на Сицилии, эти фрески очень уж напоминают византийские мозаики того же времени. А, в принципе, каждый судит в меру своего восприятия.
3) В отличие от соборов в Великом Новгороде, иноземные мастера, судя по некоторым чертам живописи, вообще не допустили местных мастеров даже в свои подмастерья. В частности, все надписи на иконах (а их огромное множество) выполнены на греческом языке. И дело не в том, что высокоумные византийцы боялись конкуренции или не доверяли местным умельцам. Ответ гораздо проще: в Пскове того времени ещё не сформировалась знаменитая школа иконописи.
4) Роспись собора началась ещё…при его строительстве. На это явно указывает наличие фресок (а не просто закрашенных фрагментов) на участках, достигнуть которые возможно было бы только со строительных лесов. Леса для росписи обычно ставили таким образом, чтобы не было контакта со стенами (в противном случае, при разборе конструкции, оставались бы видимые следы от соприкосновения лесов).
В общем, целая коллекция фактов, делающих фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря действительно единственными в своём роде.
А если абстрагироваться от фактов и поговорить о чувственном восприятии, то, оказываясь внутри собора, действительно получаешь ощущение того, что на тебя смотрят века и великая история. И это те впечатления, которые действительно запоминаются навсегда!