Найти в Дзене

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ЧАСТЬ 1. СТРАХ ТЕМНОТЫ.

Оглавление

РОЛЬ СТРАХА

Для начала хочется сказать, что страх темноты – это фундаментальное чувство, которое присуще каждому из нас! Вообще страх играет очень важную роль в развитии жизни на Земле. Только благодаря чувству страха, инстинктивному чувству самосохранения человечество выжило и живёт до сих пор. Поэтому, мы признаём, что страх нужен, что он естественен как для взрослого, так и для ребенка. Ещё мы скажем, что страх – очень мощное чувство и довольно распространенное. Нет ни одного человека на Земле, не испытавшего хотя бы раз это неприятное ощущение. Но, отнесёмся к нему с уважением, ибо только боязнь попасть под машину, прыгнуть с высоты, съесть или выпить запрещенное побуждает нас уберечься от всех этих и многих других опасных действий.

СТРАХ В ОНТОГЕНЕЗЕ РЕБЕНКА

💥В первые месяцы жизни страхи носят рефлекторный характер, когда младенец реагирует на громкий звук, например. Но и то, это не совсем страх. Это – реакция беспокойства.

💥А страх появляется ближе к 6 месяцам развития, так как требует хоть какого-то когнитивного развития у ребенка. Выражение страха у 6-8-месячного младенца, который появляется при виде чужих лиц – хороший признак! Это значит, что малыш научился различать лицо своей матери, научился идентифицировать её. Он свидетельствует о прогрессе в развитии ребенка.

💥Страхи от 1 года до 3 лет имеют уже более разнообразный репертуар, соответственно развитию чувств ребенка этого возраста. Это могут быть страхи одиночества, резких звуков, незнакомых, врачей, уколов, животных. Ближе к 3-ём годам появится страх наказания.

💥Страхи дошкольника. Мы подошли к возрасту, когда ребенок имеет достаточный опыт и знания о тех или иных событиях, чтобы, воспользовавшись своим бурным воображением преобразовать эти воображения в страхи. Но, ещё у него нет достаточного опыта, чтобы иметь возможность проанализировать происходящее и отделить фантазии от реальности. Поэтому самая главная триада страхов, которые ребенок испытывает в возрасте 3-6 лет – темнота, отсутствие близкого взрослого и закрытая комната, где он находится один.

🚩Так что, страхи, которые ребенок испытывает в темноте, воображая присутствие монстров, чудищ и злобных персонажей из игр или мультиков – вполне закономерное явление. Эти страхи называются воображаемыми. Конечно, есть случаи, когда ребенок быстро преодолевает подобного рода страхи и уже довольно рано начинает засыпать один в комнате даже без ночника. Это говорит о том, что достаточно развились и окрепли навыки, позволяющие отделять реальное от надуманной фантазии. Но если всё-таки страх остаётся после 6-ти лет, или его сила слишком велика, тут уже возникает проблема. Ребенок и родители страдают и ищут пути преодоления страхов, в том числе и обращаясь к нам за помощью.

-2

☝Важно видеть различие между страхом и тревогой! Страх обращён на конкретный объект, а тревога – это общее, диффузное ощущение страха, когда с трудом можно понять причину её возникновения. Здесь будет несколько разный подход к коррекции.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Наука психологии утверждает, что страх темноты первичен! В его глубокой сути лежит боязнь утраты контроля над ситуацией. В темноте очень много места для воображения. А для детей, которые в дошкольном возрасте преимущественно мыслят образами, темнота вообще вызывает сильное и пугающее чувство бесконтрольности. Наша задача – научиться управлять своим страхом. А ещё хорошо бы уметь его направлять в нужное русло. Например, боязнь темноты может сослужить добрую службу, если мы научим ребенка бояться темноты за окном. Тогда ребенок будет бояться гулять в темноте, по ночам в одиночку. Что нам и надо, ведь впереди подростковый возраст, и гулять по ночам далеко не самое лучшее дело.

Но пока, надо научить управлять своим страхом дошкольника и вот некоторые постулаты, которые помогут нам в этом.

🔺Поощряйте своего ребенка, если он с Вами делится своими переживаниями и страхами. Побуждайте его каждый раз к этому.

🔺Обеспечьте его своей поддержкой и любовью.

🔺Будьте с ним солидарны и расскажите, чего боялись Вы.

🔺Порисуйте вместе свои страхи. Придумайте им названия.

🔺Объясняйте ребенку причину его страхов. Расскажите о том, что вещи не меняются в темноте.

👍Поиграйте с ребенком в игру «Старая новая комната».👇

ИГРА «СТАРАЯ НОВАЯ КОМНАТА»

Смысл игры таков. Больше всего нас пугает неизвестность. Наша задача, дать ребенку исчерпывающую информацию о том, что он боится. Изучив досконально пространство, в котором должен находиться ребенок, оно перестанет быть для него пугающим.🌈

🟠Итак, начнем с того, что попросим ребенка в непринужденной обстановке рассказать по памяти, что находится в его комнате. (Сразу оговорюсь. Речь идёт только о той комнате, где ребенок должен, но боится оставаться один на ночь). Вы можете записать или зарисовать со слов ребенка все предметы и мебель в том числе. Заранее известно, что ребенок не назовёт и половины того, что там находятся.

🟠Далее мы ребенку торжественно объявим, что сейчас составим план его комнаты! Это надо для того, чтобы узнать её получше! Заодно проверить, насколько хорошо с ней знаком её хозяин! Берем список и идём в комнату ребенка. Там должно быть светло.

🟠Проверим, все ли предметы назвал ребенок, убедимся, что далеко не все, и начинаем зарисовывать (или записывать) снова, но уже всё-всё, что есть в комнате в той последовательности, как всё и расположено.

❗На этом этапе стараемся ничего не упустить, выполняем эту работу как можно внимательнее. Причём, предметы называет ребенок, если может, то сам и записывает или зарисовывает. В крайнем случае пишет или рисует мама, но ребенок обязательно сам изучает и проговаривает все вещи и объекты. 👍Хорошо, если он ещё и ощупывает каждый объект. Вы можете подсказать, если он что-то не замечает и вносите в свой план.

🟠После этой работы должно пройти какое-то время. Через несколько часов, вечером, когда в комнате стемнеет, вы с ребенком снова идёте в комнату и уже в темноте предлагаете снова проверить все предметы и объекты, которые не так давно внесли в план. На этом этапе некоторые дети уже потихоньку храбреют и даже просят маму постоять за дверью, сообщив, что сами справятся. Но некоторые попросят Вашего присутствия, в чём, конечно, отказывать нельзя.

🟠Зайдя в комнату, осмотритесь в темноте, можно зажечь свечу или включить ночничок. Теперь начинаем снова осматривать каждый объект, предметы в комнате, сверяясь со списком (рисунком). Щупаем, проговариваем, убеждаемся, что это неживой безобидный торшер или совсем безопасный короб с игрушками. Проходимся по всей комнате, шаг за шагом.

-3

Кому-то одного раза бывает достаточно, чтобы преодолеть барьер болезненного воображения. А с кем-то вновь и вновь проигрываем эти действия, с каждым разом понижая уровень страха собственной тёмной комнаты.

Играйте, и у вас всё получится!

#если ребенок боится #ребенок боится один спать #ребенок боится темноты #детская психология #у ребенка страх темноты #детские страхи #детский психолог королев