Этот текст писался в декабре, то есть до 22 февраля 2022 было еще далеко, но тем не менее...
Что всегда изумляло в американцах, так это их хватка и подход: ты их в дверь, они в окно. Хоть в политике, хоть в повседневной жизни. Не скажу, что все одним миром мазаны, нет, есть среди них совсем другие, совестливые, что ли, не столь прытко-ушлые. Но так называемый мейнстрим — он именно таков: этих отличает упертость, изворотливость, бульдожья хватка с задачей «взять свое» любой ценой, даже через нагловатое продавливание этого, якобы своего. И поди теперь разбери, что стало первопричиной — поведенческие привычки из обычной жизни сформировали приемы политической борьбы и нормы поведения на международной арене или наоборот.
Но, если взяться образно охарактеризовать кренделя и маневры американского истеблишмента в международных делах, так они мало чем отличаются от поведения шумно-нагловатой гоп-компании простоватых янки, завалившихся куда-либо пивка глотнуть. Эдакая гремучая смесь нарочитой напористости, граничащей с циничной уверенностью в себе и демонстрацией своего превосходства местами. Сплошные понты или покер. Блеф, короче, но на чистом глазу, особенно, когда на руке топ-расклад...
Лет двадцать назад обсуждал этот парадокс с профессором — специалистом в области политических коммуникацией одного из американских университетов. Сам он, хоть и осел и работал в США, по национальности британец. Затронули тогда одну очень интересную тему. А именно: привычки и манеры поведения, хотим мы того или нет, всегда формируются под влиянием культурных и исторических ценностей и традиций. Так вот, если для точности или ясности понимания тех или иных поведенческих моделей взять такой социальный маркер, как, например, спорт... ну, люблю я спорт, что с меня возьмешь...
Так вот, спорт номер один в США — американский футбол. За вторую по популярности позицию точно поборется бейсбол. А кто-нибудь пробовал подсчитать, сколько в повседневном языке простых американцев речевых оборотов, фраз и смысловых понятий, заимствованных из профессиональной лексики - жаргонизмов из этих видов спорта?! Много! Очень!
Можно сказать так: философия спортивной игры перекочевала в реальную жизнь, сформировав однотипные подходы — что на поле, что в быту. И во главе — силовое давление. На поле игроки ломают друг друга почем зря, ведь, как говорится: «Ничего личного! Строго бизнес». А спорт — именно такой бизнес и есть. А политика разве чем-то особым отличается?!
Публика ревет от восторга, телевизионщики смакуют повторы, комментаторы жадно обсасывают детали... И шоу продолжается (show must go on). Спросите себя, в бизнесе или в политике не так разве?! Вот вам простой пример, задуматься над этим.
Который год Россия живет под различными пакетами санкций США и Евросоюза. Сперва было как-то страшновато — справимся ли? Но время шло, стало понятно, справляемся, где-то лучше, где-то пока не очень. Даже новый термин в обиход вошел — политика импортозамещения. И смеялись над этим, и анекдоты сочиняли, как вдруг выяснилось, что политика наша этого самого импортозамещения весьма успешно работает. А поведали об этом на весь мир не кто-нибудь, а сами американцы.
США увидели в импортозамещении и преференциях для товаров и услуг внутреннего производства отход России от норм Всемирной торговой организации (ВТО). Об этом заявила Кэтрин Тай, представитель США на торговых переговорах.
Вот ведь парадокс: сидеть Россию под санкциями отправили США, посчитав, что мы, мол, должным образом наказаны. Как вдруг опять-таки с американской точки зрения получается, что Россия под этими самыми санкциями сидит плохо. А может, не сидится ей вовсе, переориентировавшись на внутреннего производителя?! Выходит, санкции стали не наказанием, а экономическим стимулом к внутреннему росту. Только привыкшая играть «первую скрипку» американская душа этого выдержать была уже не в силах.
И посыпались обвинения: «Россия практикует преференции для товаров и услуг собственного производства. В сельскохозяйственном секторе Россия сохраняет ограничения на импорт, не связанные с наукой, и отказывается признавать гарантии других стран в отношении экспортных мощностей. Россия реализует программу импортозамещения в ИT-секторе и расширяет государственный контроль над экономикой и ужесточает ограничения на торговлю», цитата по информагентству РБК.
Недаром президент Владимир Путин заявил не так давно, что даже юридическим гарантиям США верить нельзя, уж очень легко они «выходят из всяких международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересными», цитирует президента портал «РИА Новости».
И вот вопрос: как иначе этот американский подход охарактеризовать, когда и рыбку съесть — и с качелей не упасть?! Трудная дилемма, однако...
И в качестве постскриптума: американцы очень разные, это еще Ильф и Петров подметили в своем путешествии по Америке. По крайней мере, и мне встречались разные. Одержимые и упертые, но и разумные и вменяемые. Не исключаю, что в силу исторических и культурных трансформаций и эволюций, их mainstreem такой, каким мы его сегодня видим, но есть ведь и совсем другие примеры. Искренность, честность и порядочность хотя сегодня не в чести, но они же есть...
В середине 80-х, в весьма непростое время, Тед Тёрнер, в то время глава CNN, стал одним из инициаторов грандиозной истории сближения СССР и США в рамках политического проекта под названием Good Will Games (1986 и 1990) под девизом «От дружбы в спорте — к миру на Земле!». Отлично помню неподдельный восторг простых россиян и американцев, которые в них участвовали или просто смотрели и болели...
Нам сегодня необходимо нечто-то подобное, очень! Не в покер же до умопомрачения резаться... или политику по подобным лекалам кроить...