Найти тему
News International

Байден пообещал захватить яхты российских олигархов. Вот где они сейчас

Оглавление

(CNN) - Корабли охватывают длину футбольного поля или больше, оснащены вертолетными площадками и бассейнами и появляются в портах по всему миру, возвышаясь над близлежащими рыбацкими судами и моторными лодками, как гиганты.

Яхты, принадлежащие российским олигархам, которые купили одни из самых больших и самых экстравагантных «суперяхт» на планете, являются блестящими символами того, как российская элита наживалась при правительстве президента Владимира Путина.

Яхта Amore Vero на верфи в Ла-Сьота, на юге Франции, 3 марта 2022 года.
Яхта Amore Vero на верфи в Ла-Сьота, на юге Франции, 3 марта 2022 года.

Теперь, когда российские войска наращивают свою смертоносную военную кампанию на Украине, яхты становятся ключевыми целями американских и европейских союзников, которые клянутся захватить собственность, принадлежащую путинским пособникам.

Споры уже разгорелись: в среду вечером французские официальные лица захватили яхту, которая, по их словам, была связана с Игорем Сечиным, российским нефтяным руководителем, находящимся под санкциями и близким соратником Путина, когда она готовилась покинуть порт. Но компания, управляющая судном, отрицала, что Сечин является его владельцем. А Белый дом заявил, что немецкие чиновники захватили яхту другого олигарха в Гамбурге, в то время как местные власти отрицали факт конфискации каких-либо судов.

Захват французами показывает, что для конфискации яхт олигархов потребуются согласованные глобальные усилия, и это, вероятно, будет означать затяжные юридические баталии по всему миру, считают эксперты.

Обзор CNN морских данных о местонахождении с веб-сайта MarineTraffic показал, что более дюжины яхт, которые, как сообщается, принадлежат российским олигархам, разбросаны по всему миру, от кристально чистых вод Антигуа до портов Барселоны и Гамбурга и атоллов в Мальдивы и Сейшельские острова.

В ряде случаев яхты миллиардеров находились в движении после начала наступления русских.

Между тем официальные лица по всему миру также применяют санкции в отношении гораздо менее яркой, но все же важной группы судов: нефтяные танкеры и контейнеровозы, по данным министерства финансов США, принадлежат дочерней компании банка, имеющего тесные связи с оборонной промышленностью России. В минувшие выходные французские власти перехватили одно из грузовых судов, а малайзийский порт отказал в допуске еще одного.

Санкции и конфискация активов «мешают Кремлю убедить способных людей принять участие в его деятельности и тем самым ослабить власть Кремля над элитами», — сказал Уильям Кортни, бывший посол США и нынешний исполнительный директор RAND Business. Форум лидеров, в состав которого входят российские и западные лидеры.

Президент Джо Байден предупредил российскую элиту в своей речи во вторник вечером.

«Российским олигархам и коррумпированным лидерам, разворовавшим миллиарды долларов на этом жестоком режиме: хватит», — заявил Байден . «Мы присоединяемся к европейским союзникам, чтобы найти и захватить их яхты, их роскошные апартаменты, их частные самолеты. Мы идем за вашими нечестными прибылями».

Министерство юстиции США запустило новую целевую группу, получившую название KleptoCapture, чтобы помочь претворить слова Байдена в жизнь. В усилиях участвуют прокуроры, федеральные агенты и эксперты в области отмывания денег, налогового законодательства и расследований национальной безопасности из ФБР, IRS, Службы маршалов США и Службы почтовой инспекции США, говорится в заявлении генерального прокурора Меррика Гарланда в среду.

«Мы не оставим камня на камне в наших усилиях по расследованию, аресту и судебному преследованию тех, чьи преступные действия позволяют российскому правительству продолжать эту несправедливую войну», — сказал Гарланд.

На архивном фото от 10 сентября 2018 года видна яхта Dilbar.
На архивном фото от 10 сентября 2018 года видна яхта Dilbar.

Яхты с российскими швартовками по всему миру

Эксперты говорят, что подтвердить право собственности на яхту чрезвычайно сложно, поскольку суда часто регистрируются на управляющие компании или подставные корпорации, явно пытаясь скрыть право собственности.

Но более десятка миллиардеров, включенных в список российских «олигархов», опубликованный Министерством финансов в 2018 году , были связаны с яхтами в сообщениях СМИ в последние годы, согласно обзору CNN.

Большинство олигархов, которые, как сообщается, владеют яхтами, еще не попали под санкции США. Однако некоторые из них попали под санкции Европейского союза или Соединенного Королевства и могут быть добавлены в санкционные списки США.

Эмбер Витале, бывший сотрудник Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов, которое обеспечивает соблюдение санкций, сказала, что санкции США, как правило, не позволяют американцам и американским компаниям взаимодействовать с лицами, находящимися под санкциями. Это означает, что яхты олигархов могут быть защищены от ареста, если они останутся в нейтральных водах или в странах, которые не ввели свои собственные санкции.

«Однако будет очень сложно работать долго, если многие союзные страны введут аналогичные запреты», — сказал Витале в электронном письме. «Суда нуждаются в портах, топливе, операторах/капитанах, ремонте и припасах. Без доступа к этим вещам они могут застрять в море в ожидании спасения или решения проблемы».

Конфискация уже началась: французские официальные лица захватили яхту Amore Vero , которая, по их словам, принадлежит Сечину, согласно заявлению Министерства экономики и финансов Франции. Яхта прибыла во французский порт Ла-Сьота 3 января для ремонта, но «принимала меры к срочному отплытию, не завершив запланированные работы», когда была задержана в среду, сообщило министерство. Сечин, генеральный директор российской нефтяной компании «Роснефть», попал под санкции ЕС в начале этой недели, а сама «Роснефть» попала под санкции США в 2014 году .

Но компания по управлению яхтами, связанная с судном, отрицала, что оно принадлежит Сечину. «Я могу абсолютно точно сказать, что Игорь Сечин не является владельцем», — сказал CNN представитель Imperial Yachts, которая управляет Amore Vero. «Законный владелец обжалует решение об аресте судна».

Эксперты по правовым вопросам сообщили CNN, что олигархи, вероятно, передавали активы, такие как яхты, друзьям или родственникам, на которых не распространяются санкции, чтобы попытаться предотвратить их арест. Кэтрин Белтон, автор книги о Путине, сказала, что ожидала, что олигархи будут «лихорадочно разрабатывать сделки, которые могут привести к смене собственника».

«Это будет игра в кошки-мышки», — сказала она.

Французское министерство заявило, что Amore Vero, имеющая на борту тренажерный зал и салон красоты и получившая награду за дизайн яхты, принадлежит компании, «основным акционером» которой является Сечин. Сечин занимал пост заместителя премьер-министра России в кабинете Путина, а в 2012 году стал генеральным директором «Роснефти», одной из крупнейших компаний страны.

Захват может также напугать других российских олигархов, заставив их вывести свои корабли из портов ЕС. Согласно данным MarineTraffic, Dilbar, одна из крупнейших яхт в мире, которая, как сообщается, принадлежит российскому миллиардеру Алишеру Усманову, прибыла в Гамбург, Германия, в конце октября. В четверг возникла путаница со статусом корабля: ранее на этой неделе ЕС ввел санкции против Усманова, а Forbes сообщил, что немецкие власти захватили 156-метровый корабль, который может перевозить до 96 членов экипажа и 24 гостей. Министерство финансов США также наложило санкции на Усманова в четверг, особо назвав Dilbar свидетельством его «роскошного образа жизни».

Но представитель экономического управления Гамбурга сообщил CNN в четверг, что «на данный момент ни одна яхта не была арестована властями или таможней в порту Гамбурга». Немецкие таможенники не ответили на запросы CNN о комментариях, а судостроительная компания, которая, как сообщается, занималась переоборудованием яхты, отказалась от комментариев.

Судя по последним данным MarineTraffic, опубликованным ранее на этой неделе, яхта Luna, принадлежащая Фархаду Ахмедову, азербайджанскому миллиардеру, ранее возглавлявшему российскую газовую компанию, также находилась в Гамбурге. Ахмедов, не подвергшийся санкциям, сохранил за собой девятипалубную 115-метровую «Луну» после скандального развода, который стал самым крупным бракоразводным процессом в истории британского права. Яхта оснащена технологией обнаружения ракет и пуленепробиваемыми окнами.

Несколько яхт, предположительно принадлежащих российским олигархам, были пришвартованы в порту Барселоны , в том числе «Солярис», который был связан с Романом Абрамовичем, миллиардером, объявившим в среду, что продаст футбольный клуб «Челси» и пожертвует вырученные средства в фонд помощи пострадавшим. вторжением в Украину. Абрамович не подвергался санкциям.

Судно Galactica Super Nova, которое, как сообщается, принадлежит руководителю российской нефтяной компании Вагиту Алекперову, в субботу покинуло Барселону и пересекло Средиземное море в Тиват, Черногория, прежде чем отправиться на юг в Адриатическое море. Хотя Алекперов не попал под санкции, он является президентом «Лукойла», который в прошлом подвергался санкциям США .

Другие связанные с Россией яхты находятся в Карибском море, в том числе Eclipse, еще одна яхта, принадлежащая Абрамовичу, которая является одной из крупнейших в мире и включает в себя бассейн, который можно превратить в танцпол, и Anna, которая, как сообщается, принадлежит олигарху Дмитрию Рыболовлеву. который когда-то купил особняк во Флориде у бывшего президента Дональда Трампа. Рыболовлев не был наказан.

Кортни, бывший посол, сказал, что он ожидал, что российские олигархи выведут большую часть своих активов из США после того, как в 2018 году в отношении двух миллиардеров были введены санкции, и предсказал, что они попытаются вывести свои яхты из стран Западной Европы, чтобы избежать их ареста.

«Вероятно, мы увидим больше географического перераспределения некоторых из этих активов, — сказала Кортни, — в страны, которые, как считается, менее склонны к санкциям», возможно, на Ближнем Востоке.

Несколько яхт, связанных с российскими олигархами, в последние недели прибыли на Мальдивы, государство архипелага в Индийском океане. Среди них Clio, принадлежащий олигарху Олегу Дерипаске, который покинул Шри-Ланку в начале февраля и с тех пор курсирует между различными атоллами Мальдивских островов, сообщает MarineTraffic. Дерипаска попал под санкции США в 2018 году.

Ни один из олигархов, упомянутых в этой истории, не ответил на запросы CNN о комментариях, направленные их представителям, предприятиям или юристам.

Возможно, самым ярким примером яхты, предположительно связанной с российской элитой, бегущей на Запад, является судно Graceful под российским флагом. В спекулятивных новостных статьях в немецких СМИ сообщалось, что корабль принадлежит самому Путину, хотя конкретных доказательств этому нет.

Graceful вылетел из Гамбурга в начале февраля — примерно за две недели до вторжения в Украину — и направился в Калининград, Россию, показывают данные MarineTraffic. С момента прибытия в российский город 9 февраля данные о местоположении не регистрировались.

На прошлой неделе хакеры успешно изменили данные о морском движении, чтобы создать впечатление, что пункт назначения яхты был «адом», и что она села на мель на острове Змеиный в Украине, где непристойный ответ украинских солдат российскому военному кораблю стал вирусным в социальных сетях.

По словам экспертов, санкции, вероятно, вызовут судебные баталии из-за яхт и потребуют от государственных чиновников подтверждения права собственности.

«Лицо, находящееся под санкциями, может заявить правительству, что актив, который вы заморозили, не является одним из моих активов», утверждая, что он зарегистрирован на имя члена семьи или на подставную корпорацию, в отношении которой не было конкретных санкций, — сказал профессор Радж Бхала. на юридическом факультете Университета Канзаса и экспертом по санкциям. «Олигарх может заявить перед правительством, что у вас нет законных полномочий для конфискации моего актива».

Но есть новые опасности для яхт олигархов, выходящие за рамки судебного разбирательства: украинский судовой механик был арестован на испанском острове Майорка за попытку потопить яхту, принадлежащую руководителю российской военной экспортной компании, сообщают местные новостные агентства.

«Я не жалею ни о чем, что сделал, и сделал бы это снова», — заявил инженер в суде в воскресенье, сообщает Majorca Daily Bulletin . «Они нападали на невинных».

Подсанкционные суда арестованы, заблокированы в портах

Несмотря на то, что Байден и другие официальные лица сосредоточили свои публичные комментарии на яхтах олигархов, США также преследуют другие морские суда, связанные с Россией .

На прошлой неделе администрация Байдена объявила о санкциях против пяти нефтяных, грузовых и контейнерных судов, которые, по данным Министерства финансов, принадлежат дочерней компании Промсвязьбанка, российского банка, который выделил миллиарды долларов на поддержку российских оборонных компаний. Санкции не позволяют американцам вести дела с Промсвязьбанком.

Французские власти захватили одно из грузовых судов, «Балтийский лидер», в субботу, когда оно направлялось из Франции в Санкт-Петербург, Россия, «в рамках операции, проведенной в сотрудничестве с властями США», по данным министерства финансов Франции . По данным MarineTraffic , сейчас судно стоит на якоре в порту на севере Франции .

Портовый оператор в Малайзии отклонил просьбу одного из других судов, нефтяного танкера по имени Линда, пришвартоваться там 5 марта, «чтобы не нарушать никаких санкций», сообщило CNN министерство транспорта Малайзии. Об этом решении впервые сообщило агентство Reuters .

Промсвязьбанк не ответил на запрос CNN о комментариях, но публично отрицал, что его дочерняя компания владеет «Линдой», и заявил, что ему больше не принадлежит «Балтийский лидер». Согласно заявлению российской транспортной группы FESCO , два других судна, попавших под санкции США, в настоящее время находятся в процессе отзыва арендной платы у дочерней компании Промсвязьбанка .

В последние годы некоторые из судов были обвинены в нарушении прошлых санкций США при транспортировке иранской нефти. Турецкая нефтяная компания согласилась обслуживать еще одно судно — нефтяной танкер Pegas — на одном из своих терминалов в начале этого года, но после получения сообщения о том, что судно могло перевозить иранский груз, сделка была отменена. , по словам представителя компании, Opet.

Маджли де Пюи Камп из CNN и Надин Шмидт внесли свой вклад в этот отчет.
Яхты
4360 интересуются