Найти тему
Дневник логиста

Ритейлеры сдают позиции

Сразу несколько крупнейших иностранных ритейлеров, включая IKEA, Mango, H&M Group, приостановили работу в России. Это может обернуться для торговых сетей крупными потерями, а для торгцентров — закрытием 40–50% магазинов.

Найти новых арендаторов собственники будут стремиться среди российских, китайских и турецких ритейлеров, но вряд ли это получится сделать быстро.

Шведская IKEA, датский продавец товаров для дома Jysk и испанская сеть Mango 3 марта объявили о приостановке работы в России. Накануне об этом объявила и H&M Group (также управляет магазинами COS, Monki и др.). В IKEA и Mango объяснили свое решение разрывом логистических цепочек после начала боевых действий на Украине.

Начавшаяся приостановка работы может быть самой массовой за историю современного российского рынка: у H&M — более 150 точек, это седьмой показатель по числу открытых магазинов сети в мире. Под брендом IKEA — 17 магазинов и 8 студий, Mango — более 80 точек, Jysk — около 10.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что многие международные сети настроены полностью покинуть Россию. «Сейчас они руководствуются общественным мнением за рубежом, стимулирующим их таким образом выступить против боевых действий»,— рассуждает он. Господин Бурмистров не исключает возобновления работы сетей, если активная фаза военной операции завершится до конца марта, иначе им придется законсервировать бизнес в РФ. Крупные сети, как IKEA, по мнению эксперта, могут применить такую меру на год.

Полный уход из страны крупных сетей сопряжен с серьезными финансовыми потерями из-за штрафов по арендным платежам и выплаты персоналу при сокращении.

Прийти на смену уходящим иностранным ритейлерам могут сети из Турции и Китая, с поставщиками из последнего закупщики попробуют перевести сделки в юани.

-2

В России уже сформировались собственные бренды, в частности Brusnika, 12storeez, Akhmadullina Dream, но они пока небольшие. Хотя Михаил Бурмистров не уверен, что переориентироваться действительно получится оперативно. «Рынок очень турбулентный, любой зарубежный бизнес предпочтет дождаться его стабилизации»,— считает он.