Примечание: возможны спойлеры
Небольшое отступление в виде забавного случая, связанного с первым просмотром данного сериала. На момент его выхода моё информационное поле было перегружено различными отзывами о сериале. Не знаю как так вышло, видимо, данное произведение всех покорило и бесконечный поток сведений о нём даже добрался до меня. Поэтому я решил с ним ознакомиться. Начал смотреть и ничего не понял. Я увидел что-то странное, невпопад поданное, но подумал, что это такой ход повествования, где нам всё раскроют после. Вот только, когда закончилась серия, я обнаружил, что просмотр сериала я решил начать с конца, то есть посмотрел я тогда только десятую серию. Как так вышло я до сих пор понять не могу, но тогда я и остановился на просмотре одной единственной серии. Зато теперь восполнил сей пробел.
И если честно, то мои впечатления от просмотра сезона не ушли далеко от впечатлений просмотра лишь последний серии. Сериал действительно в некотором роде странный, но очень удивительный. Лишь одно то, как он выглядит и звучит уже тебя поражает и не даёт оторвать взгляд от просмотра. Но вот содержательно я, вообще, мало что понял. Сериал великолепен в моментах, которые так и хочется расхватывать на цитаты (чего только стоит начало одной из серий, где в обеденном зале кардиналов один из них умирает, а другие не обращают на случившееся внимания, после чего даётся ответ на вопрос: "А от какой хвори он помер?", — "От той, которой больна наша церковь — от старости" [примерный пересказ]), но в целом возникает странное ощущение непонимания происходящего — причинно-следственных связей поступков ГГ, его сущности, последовательности и логичности происходящих событий и всего остального в этом духе. Сериал не сильно стремится в объяснение, он больше старается показать, чем сказать, что, конечно, хорошо, но по итогу всё равно остаётся много чего непонятого из-за этого.
По сюжету новым Папой становится молодой кардинал (ему под 50 лет, если что, но по их меркам — это молодость), который попал на данный пост скорее случайно (или при помощи божий милости), чем намерено. И он начинает чудить. Не показывается людям и пастве на публике, и даже проповеди не ведёт, возвращает порядки старой церкви (с запретом на аборт, непризнанием гражданских браков и полной неприязнью к гомосексуальности), всячески манипулирует другими и т. п. И ему, вроде бы, пытаются противостоять (о чём написано в аннотации к сериалу), но всё тщетно, так как это произведение не про внутренние распри и борьбу сильных миро сего. А все чудачества и непредсказуемость нового Папы исходят из детства, когда родители отдали его в приют, и это же отражается на его взаимоотношения с Богом или склонности к неверию в него (а ещё ГГ святой, то есть его молитвы могут чудеса творить). Но под конец ГГ примиряется со своим прошлым (в какой-то мере) и становится чуть добрее, что даже обращается самолично без сокрытия своего лика к пастве с проповедью. И в самом конце ему становится плохо, он теряет сознание (или что-то подобное), на этом и заканчивается сериал.
И самым странным образом здесь показан ГГ. Я до самого конца и даже после находился в полном непонимании того, что он из себя представляет. В один момент думаешь, что он какой-то гениальный маркетолог и весь его план сконцентрирован вокруг того, чтобы церкви придать большую популярность среди людей. И думаешь, что все его странные поступки в итоге окажутся чем-то хитровыкрученным, соответствующим изначальной гениальной задумке. Но в итоге так не оказывается. Да и ГГ нам показывают то как человека умного, гениального, способного манипулировать любым, то как плаксивого мальчика, который не знает, что делать, а все свои поступки мотивирует обидой. И это такой сумбур создаёт. Ещё и эти чудеса непонятно каким боком сюда подходят. И с одной стороны всё это неплохо, так как создаётся ощущение непредсказуемости происходящего, то есть до самого конца не понимаешь в какую сторону история тебя заведёт, но с другой стороны трудно до конца понять происходящее.
Но если рассматривать в целом линию развития ГГ, то история становится понятной и простой, так как она о взрослении. Не в том смысле, что ребёнок становится подростком, а потом взрослым, то есть не про биологическое взросление, а скорее про психологическое (если можно так выразиться). Говорят же что человек, вроде бы, уже взрослый, а поступки совершает детские. Вот эта история как раз об этом. И церковь как общий фон взята здесь не случайно, так как священнослужители выступают здесь в роли "взрослых детей", которые боятся внешнего мира, людей, живущих в нём, чувств, разочарований, то есть всего того, что является непосредственной частью взрослости, и которые лучше скроются за догматами, обетами и стенами церкви, чем выйдут в реальный мир к людям.
И весь конфликт, когда новый Папа устраивает средневековые порядки в церкви, исходит из детской обиды. ГГ бросили родители в детстве, поэтому его решения на новом посту диктуются обидой на весь мир, исходящей от решения его родителей. Та же самая проблема у него и с Богом, хоть и молитвы ГГ творят чудеса. Он по сути подменяет чувство потери веры в Бога на чувство потери родителей. И ищет он всё время не Бога, а собственных родителей, но на деле сомневается именно в существовании Бога. Поэтому по мере продвижения сюжета, сталкиваясь с новыми людьми и ситуациями, ГГ немного отпускает свои старые чувства и принимает новые. Под конец он находит отца в собственном наставнике, который умирает, а мать в сестре Мэри, которая его воспитала. И всё, вроде бы хорошо, так как ГГ действительно с этих пор взрослеет, но в самом конце, когда он произносит проповедь в Венеции (что не случайно, так как именно там должны быть его биологические родители, и подобный жест является как бы окончательным, чтобы отпустить всю эту ситуацию, ему даже советовали похоронить два пустых гроба в Венеции, чтобы примирить собственные чувства), ГГ видит своих родителей в толпе, которые уходят, и ему от этого становится плохо.
Но я бы сказал, что со всем этим не всё так однозначно, потому что сериал любит играть на видении того, чего может и не быть. Сон здесь переплетается с реальностью, как и галлюцинации, а о шатком здоровье Папы нам с самого начала заявляли. Поэтому ни о чём однозначном здесь нельзя толком сказать. Но в целом тема взросления, когда примиряются с детскими травмами, тут неплохо показана.
Опять же, но это только в целом. Потому что многие сюжетные локальные истории как будто никуда не ведут. Одно дело показывать повседневность Папы по типу встречи с Патриархом Московским. Это выглядит комично и забавно, а также не требует какой-то логичной развязки. Просто ситуация сама по себе. Или же история про Африку, разрешение которой реализуется через новый пост для сестры Мэри. Но вот куда, например, ведёт история про бездетную семью? В один момент они просто уехали, причём очень внезапно. То есть эта локальная история нужна была только для показа чуда от Папы, его святой непогрешимости различным искушениям и новым для него чувствам (по типу близости с ребёнком)? Как бы тематически и для самого персонажа — это отлично, но вот сюжетно мы получаем резкое окончание. А ситуация с его другом из приюта. Зачем он здесь нужен был? Он просто был по сути, а затем его просто убили. То же самое со встречей в отеле с девушкой, делами с премьер-министром, чудаком со стигматами, да и много ещё с чем. Многое просто как будто осталось недосказанным (почему сестра Мэри позволила другу ГГ называть её мамой, а самому ГГ нет??? кем является инвалид для государственного секретаря???). Из-за всего этого возникает ощущение, что тебе чего-то недодали, чего-то недосказали из-за чего возникает непонимание некоторых моментов (всё же в продолжении некоторые ситуации раскрыли, но не все, которые здесь были перечислены).
Но это всё особо не имеет значения, потому что сериал можно смотреть и без всего этого. Так как визуально и музыкально — это просто кайф. Чего только стоит композиция от "Labradford", которая передаёт атмосферу происходящего до самих мурашек (она очень часто в сериале повторяется). Или буквально самое начало, когда мы просто видим кучу младенцев, из которой выползает ГГ. Здесь имеется множество бессодержательных сцен, но все они выглядят органично и стильно в этом произведении. А как гармонично тут сцены одна другую сменяют, даже словами всё это не передать, так как всё самому необходимо воочию узреть и услышать.
В общем, сериал очень удивительный, хоть и сюжетно немного странный. У него ещё продолжение имеется, которое также нужно будет заценить. Мне даже трудно представить, что там будет, но это произведение такое непредсказуемое, так что тут только смотреть остаётся.