Оруэлл «1984»: страх и ненависть на службе государства

152 прочитали

Антиутопий в мировой литературе существует масса. Сотни писателей по всему миру с каким-то мазохистским наслаждением смаковали последние дни человечества на Земле, обвиняли и прославляли, разбирались в причинах и следствиях, предупреждали, в конце концов… Однако мало у кого получилось показать безнадёгу, отчаяние и людской трепет перед мощью тоталитарной машины так, как это сделал британец Джордж Оруэлл (1903-1950 гг.) в романе «1984».

А я иду, шагаю по... Лондону? Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
А я иду, шагаю по... Лондону? Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

Цитировать главное произведение Оруэлла – дело неблагодарное. Хотя бы потому, что тогда его нужно будет приводить полностью. Пустых абзацев и строк (в просторечии – воды) там попросту нет. Открывай книжку в любом месте – и всюду услышишь крик ярости и боли. Автор едва ли не прямым текстом заявляет с печатных листов: «Так нельзя! Вот к чему приводит оболванивание народа и слепое подчинение партии!»

И очень похоже, что докричаться британцу удалось. Роман Оруэлла стал поистине культовым, пропахав в читательском сознании борозду, сравнимую со следом от падения огромного метеорита. Многие слова и выражения «новояза», впервые появившиеся именно в этой книге, мы сегодня используем совершенно неосознанно и привычно. «Большой брат следит за тобой», - знакомо?

Большой брат не дремлет. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
Большой брат не дремлет. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

«Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый» - это год. Год, в котором происходят основные действия романа. Нужно помнить, что для автора это будущее, ведь книга была закончена в 1948 году. Изначально, если не ошибаюсь, роман носил название «Последний человек в Европе», но для пробуждения большего читательского интереса заглавие изменили. Возможно, что автор взял эту дату, что называется, с потолка, переставив местами последние цифры текущего года. В любом случае, глобальное время для главных героев романа почти ничего не значит: неважно, 1984, 1985 или 1986 на дворе. Мир Оруэлла давно лишили прошлого и даже будущего, оставив бесконечное настоящее.

Главный герой произведения – Уинстон Смит. Живёт товарищ в Лондоне, является членом партии, работает в Министерстве Правды и всё его существование по сути сводится к одному: подмене истории. С утра и до вечера он «исправляет неточности» в речах известных политиков, в событиях, в статистике, некогда опубликованных в государственной периодике. Всё, разумеется, подгоняется под требования нынешнего дня. Допустим, пять лет Океания вела войну с Евразией, а потом вдруг заключила перемирие и напала на Остазию. Следовательно, войны с Евразией никогда и не было – мы всегда враждовали с Остазией! Страницы архивных газет спешно переписываются, и вскоре не остаётся ни малейших свидетельств пятилетнего конфликта.

Работы непочатый край. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
Работы непочатый край. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

Или вот, к примеру, попал товарищ на крючок к Министерству Любви – оруэлловскому аналогу тайной полиции, спецслужб и прочего. Заподозрили в нём мыслепреступника, доказали и получили признание в «неправедности мыслей» (под пытками признаются все), а затем «распылили». Физическим уничтожением человека дело не ограничивается, само имя его вымарывается изо всех источников. И вскоре уже никто не сможет доказать, что такой товарищ когда-то существовал.

Но неужели люди не понимают и не помнят? Не помнят лицо и голос пропавших в ночи соседа, мужа, матери, дочери?.. Не понимают, что их мирок до безобразия хрупок и когда-то придут и за ними? Разумеется нет, ведь у поглощающего одну только пропаганду человека атрофируется главный орган – мозг. Причём пропаганда, льющаяся из телекранов, давно перестала быть тонкой и деликатной. Аналитические программы и даже ток-шоу давно и с успехом заменены сводками новостей об успехах трёхлетки и перевыполненных планах, а также двухминутками ненависти к врагу. Самое страшное, что телекран нельзя выключить и обесточить, каждое мгновение твоей жизни тебя сопровождают голос бравого диктора и пристальный взор «потустороннего» наблюдателя.

Ненавистью к врагу сильна Океания! Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
Ненавистью к врагу сильна Океания! Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

В мире Оруэлла царит социализм. А вернее – гротескная пародия на социалистическое общество. Не знаю, бывал ли писатель в Советском Союзе или знал о нём только со слов эмигрантов, но Океания создавалась с явным намёком на СССР – такой, какой существовал в его воображении. Репрессии и цензура в «1984» возведены в чудовищный абсолют, тоталитаризм незыблем и вечен. Среднего класса, как основы любого здорового государства, практически нет – он запуган и раздавлен. Его представитель Уинстон Смит яростно ненавидит партию, но не смеет и рта раскрыть, чтобы высказать протест. Но он всё равно уже покойник, ведь даже крамольная мысль – есть смерть.

Самое ценное умение в будущем - косить под идиота. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
Самое ценное умение в будущем - косить под идиота. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

Но только приняв собственную гибель как отложенную неизбежность он открывает для себя новый мир и получает в награду любовь. Но и любовь в романе под запретом, а антиполовые агитаторы внушают членам партии, что секс – это грязно и плохо. Связь мужчины и женщины нужна лишь для продолжения рода – и точка. Направляйте-ка нерастраченную сексуальную энергию на службу государству и ненависть к врагам, товарищи! Так что основную любовную линию романа следует рассматривать не как счастье двух нашедших друг друга людей, а как акцию протеста. Оруэлл об этом говорит прямо.

От любви до ненависти один шаг. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
От любви до ненависти один шаг. Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

И всё же у Океании имеются явные отличия от известного Союза, которые позволяют предположить, что перед нами не совсем социализм, а какой-то немыслимый гибрид экономических систем и философий. Кризис перепроизводства здесь решается по старой и проверенной капиталистической схеме: при помощи войны. Можно, конечно, просто сжигать лишние товары, но только перед лицом общего врага получится максимально сплотить общество и вызвать в нём патриотические чувства. И значит, война будет длиться вечно, а на Лондон – падать бомбы и ракеты, вызывая приступы праведного народного гнева. Самое страшное, что даже если Океания, Евразия и Остазия вдруг помирятся, то люди об этом, вероятнее всего, не узнают. А бомбы продолжат падать, ведь что такое жизни сотен и даже тысяч человек, когда на кону сплочённость всей нации.

О романе «1984» можно говорить бесконечно. Но цель данной статьи – не провести глубокий анализ, а пробудить интерес и напомнить о существовании этой замечательной книги. Книги, которую, думаю, стоит прочитать каждому. По мотивам произведения сняты пара одноимённых фильмов, самый популярный из которых с Джоном Хёртом в главной роли. Но даже эта картина (при всех бесспорных достоинствах) – лишь бледная тень литературного произведения, где каждое слово – на вес золота.

Роман «1984» нельзя считать пророческим. По крайней мере пока. Хотя некоторые режимы изо всех сил закручивают гайки и искореняют альтернативную точку зрения, до оруэлловского ужаса им ещё далеко. И невозможно представить, чтобы кто-то осознанно семимильными шагами мчался в этот кошмар, разукрашенный лозунгами «ВОЙНА – ЭТО МИР», «СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО», «НЕЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА».

Неужто осознал и раскаялся? Кадр из фильма "1984" (1984 г.).
Неужто осознал и раскаялся? Кадр из фильма "1984" (1984 г.).

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#антиутопия

#джордж оруэлл

#экранизация книги

#лучшие книги

#мировая литература

#фантастика

#социализм

#философия

#большой брат