Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что взрыв будет означать "конец для Европы", в то время как эксперты преуменьшили угрозу ядерной катастрофы.
Российские силы осадили крупнейшую в Европе атомную электростанцию в юго-восточном украинском городе Запорожье, вызвав пожар на месте и широкую тревогу распространиться по всему миру.
Социальные сети загорелись паникой спекуляцией рано утром в пятницу, когда более 95 000 человек настроились на прямую трансляцию видеонаблюдения Запорожского завода, на которой было показано пылающее здание и, в какой-то момент, трассирующие патроны из неизвестного источника.
Пользователи социальных сетей, новостные агентства и чиновники распространяли непроверенные заявления о серьезности инцидента, включая предположения о том, что был тревожно повышен уровень радиации и что один из основных реакторов завода горит.
Большая часть тревоги, похоже, возникла из твита министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, который сказал, что если Запорожье взорвется, взрыв будет в 10 раз больше, чем Чернобыль - утверждение, которое позже было оспорено рядом экспертов.
Другие сообщения из Украины вызвали аналогичную озабоченность по поводу того, что инцидент может привести к континентальной катастрофе.
"Мы требуем, чтобы они прекратили огонь из тяжелого оружия", - сказал Андрей Туз, пресс-секретарь завода в Энергодаре, в видео, размещенном в Telegram. "На крупнейшей атомной энергетической станции в Европе существует реальная угроза ядерной опасности".
Тем временем президент Украины Владимир Зеленский заявил, что проинформировал лидеров США, Великобритании, Европейского союза и МАГАТЭ об угрозе ядерной катастрофы.
"Если будет взрыв - это конец для всех", - сказал Зеленский в эмоциональной речи, загруженной в социальные сети. "Концом для Европы. Эвакуация Европы".
"Только срочные действия Европы могут остановить российские войска", - добавил он. "Не допускайте смерти Европы от катастрофы на атомной электростанции".
Но некоторые комментаторы предположили, что претензии украинского президента были преувеличены и вводили в заблуждение.
"Это ложь. Запорожье не рискует "ядерно- радиационной катастрофой". , - сказал Марк Нельсон, выпускник Кембриджа в области ядерной инженерии, который был показан в качестве одного из основных докладчиков в прямом эфире Twitter Spaces по этому вопросу вскоре после появления новостей.
"Боюсь сказать, что это похоже на скоординированные усилия по вызову паники", - написал он.
Другие оспорили заявления министра иностранных дел Украины.
"Слухи о том, что авария на #Запорожье будет "в 10 раз хуже, чем Чернобыль", - это абсолютно безответственный мусор", - написал в Твиттере Джереми Гордын, ядерный консультант. "Мы должны быть предельно ясны, что это необычная и пугающая ситуация в #Запорожье, но нет ядерной аварии, и нет оснований для прогнозирования аварии. Главный риск сейчас - это персонал, работающий там".
Запорожье, одна из четырех действующих атомных электростанций Украины, обеспечивает около 25 процентов электроэнергии в Украине. Завод имеет шесть реакторов, все из которых защищены бетонными защитными куполами. На момент написания статьи большинство этих реакторов, по-видимому, были отключены.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) позже подтвердило, что пожар в Запорожье не повлиял ни на одно из «существенного» оборудования электростанции, и сослалось на украинские регулирующие органы, подтверждающие, что «не сообщалось об изменениях в уровнях радиации». Украинские аварийно-спасательные службы также подтвердили, что пожар, наблюданный в прямом эфире, был из учебного здания за пределами основного периметра, а не из реакторов завода.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, однако, предупредил о серьезной опасности, если будут поражены реакторы в Запорожье, и призвал вооруженные силы прекратить применение силы.
Эта последняя ядерная угроза исходит от российской операции по захвату контроля над всеми ядерными и радиационными объектами на Чернобыльской АЭС 24 февраля - шаг, который Ольга Стефанишина, заместитель премьер-министра по европейской и евроатлантической интеграции Украины, охарактеризовала как "большую угрозу для всего континента".
"Ядерные электростанции и другие объекты рядом, даже военные, не должны подвергаться нападению, так как это может привести к освобождению опасных сил и последующим тяжелым потерям", - сказала Стефанишина. "Эти нарушения можно рассматривать как военные преступления в случае серьезных потерь среди гражданского населения".
Чернобыльская катастрофа 1986 года по-прежнему считается худшей ядерной катастрофой в истории как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения потерь. Первоначальный взрыв сердечника ядерного реактора взорвался, и последующий пожар сердечника реактора под открытым небом выпустил огромное количество радиоактивного загрязнения, которое распространилось на части СССР и Западной Европы. Чернобыльская зона отчуждения занимает площадь около 2600 квадратных километров.
В то время как некоторые эксперты оспаривают заявления украинских чиновников о том, что взрыв в Запорожье каким-либо образом будет соизмеримо соизмеримо с чернобыльской катастрофой, военное нападение России на электростанцию может представлять собой военное преступление. Протокол I Женевской конвенции 1949 года "ограничение нападений на плотины, дамбы и атомные электростанции, если "тяжелые" потери гражданского населения могут возникнуть в результате наводнения или радиоактивности".
После призыва Зеленского к вмешательству европейских стран в офис премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона заявил в своем заявлении, что Джонсон поговорил с президентом Украины о «серьезной ситуации» и что «оба лидера согласились с тем, что Россия должна немедленно прекратить свое нападение на электростанцию и предоставить беспрепятственный доступ для аварийно-спасательных служб к станции».
"Премьер-министр сказал, что безрассудные действия президента Путина теперь могут напрямую угрожать безопасности всей Европы", - говорится в заявлении. "Премьер-министр сказал, что будет добиваться чрезвычайного заседания Совета Безопасности ООН в ближайшие часы и что Великобритания немедленно поднимет этот вопрос с Россией и близкими партнерами".
США Президент Джо Байден также поговорил с Зеленским и присоединился к нему, «призвав Россию прекратить свою военную деятельность в этом районе и разрешить пожарным и аварийно-спасательным службам получить доступ к объекту», говорится в заявлении Белого дома.
(VeaNews)