Найти тему
Журнал не о платьях

"Думаю, ворвутся сейчас, искалечат меня и отберут мою брусничку". Модельер Вячеслав Зайцев

Специально для "Лилит" интервью ведет Татьяна Тимука, Москва-Рига

Вячеслав Михайлович Зайцев – признанный модельер, национальное достояние России. У меня к нему особенное отношение. Такой доверительности, внимания и уважения к прессе я не видела ни у одной звезды. Несмотря на все свои многочисленные титулы и награды, в общении он простой, искренний и очень, очень позитивный человек.

Мое нищее детство

Родился я еще в прошлом веке, в 1938 году, в прекрасном городке Иванове. Мамочка моя была простой фабричной девчоночкой, а папа работал массовиком-затейником в доме культуры. Мамочка любила одного мужчину, а жить стала с другим, моим отцом. Папа очень любил маму, но она не могла ответить ему взаимностью. Почему же сошлась с моим отцом без любви? Так получилось, что она отдалась ему. А в то время как? Раз была с мужиком, то и живи с ним. Жили они спокойно, не ругались, рожали детей. Первой родилась моя сестричка, но она умерла в младенчестве.

Я часто вспоминаю свое детство – оно было нищее, но рядышком всегда была мамочка. Да, я маменькин сынок! И очень горжусь этим. От своей роднулечки я получал только любовь и заботу. Она последний кусочек мне отдавала. Да и время было какое – голодное. Мне все время хотелось есть. Мамочка пласталась на работе, папа круглые сутки веселил народ, а денег не хватало.

Вот я маму помню до мелочей: ее руки, улыбку, волосы, усталый голос. А папу не помню. Родился я перед началом войны, а когда Левитан объявил, что немцы напали на СССР, то всех здоровых мужиков позабирали на фронт. И отец ушел воевать. Дошел до Берлина, но… попал в лагерь военнопленных. В то время многие пострадали безвинно. И жили мы с мамочкой вдвоем. Послевоенное время, разруха, голод. Сложно было и потому, что ко мне приклеилось – «сын изменника». С нашей довоенной квартиры нас выгнали, и мы снимали жуткую комнатку в частном домике. Мамочка часто работала в ночную смену, и я оставался один. Сидел в темноте и боялся. Боялся храпа соседа, шагов за окном… Страх мой усилился, когда мамочка мне прочитала повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка». Помнишь, там есть момент, когда свиное рыло в окно заглядывает? Как же я боялся этого рыла! Когда мамы ночами не было дома, то я по сто раз смотрел в окно, видимо, ожидая этого свиного кошмара. До сих пор у меня остался этот страх. До сих пор я в своем доме запираю хорошенько все двери, зашториваю окна.

Послевоенное время – очень тревожное. Везде шныряли банды, разгул бандитизма, разбои. Говорухин в своем фильме «Место встречи изменить нельзя» все верно показал. Да, врывались в дома, грабили, убивали, вещи выносили. Я тоже столкнулся с этим. Однажды ночью слышу шаги под нашими окнами. Ходили долго, шептались долго. У меня душа в пятки ушла. Думаю, ворвутся сейчас, искалечат меня и… отберут туесок с моей брусничкой. Да-да, мамочка по случаю достала бруснику, и я лакомился ею. И волновало меня в тот момент то, что останусь я без своего лакомства. Но все обошлось. Походили-походили под окнами и ушли.

Сложно было жить, но весело. Когда я пошел в школу, сразу же записался в певческий кружок. А еще я отлично читал стихи и всегда выступал на утренниках. Даже на время забыл, что я «сын изменника родины». Но настал момент, когда мамочка сказала, что мы поедем в Харьков. Она узнала, что на Украине в лагере находится мой отец, и решила его разыскать. Это был страшный поход: ехали на перекладных, шли пешком до Харькова, но добрались. Я только помню, что за колючей проволокой было много изможденных, исхудавших людей. И помню крик мамы: «Вот! Это твой отец!» Но лица я его тогда не увидел. Все эти несчастные были похожи друг на друга.

А когда мы вернулись в Иваново, то мамочка заболела. Сказались нервы. Ее положили в больницу, и я один остался на хозяйстве. Но не растерялся. Каждое утро приходил на рынок и… пел. А добрые люди подавали мне. А потом все, что заработал, менял на хлебушек и относил маме. Так и выжили.

Ну вот… Что же ты, Таня, плачешь? Пришла брать интервью, а у самой слезы. Но это моя жизнь. А самым неприятным для меня во всей этой жизни были насекомые. У нас в коридоре стоял огромный сундук, который всем мешал. И мы решили от него избавиться. Когда открыли его, там была старая одежда, от прежних жильцов. А по этой одежде ползали клопы. Жуть, сколько их было! А еще донимали крысы. Как ночь, так они шныряют. Я завел кошку, но крысы ее просто разорвали...

Когда я окончил школу, хотел поступить в военное училище – но я же числился сыном изменника родины! Вот и пришлось идти в химико-технологический техникум. Специальность у меня была замечательная – художник по росписи тканей. Это было мое! Я сидел с утра до вечера и учился. Конечно, я понимал, что образование мне даст выход в другую жизнь. Жизнь без клопов и крыс. И я просто обязан был позаботиться о маме. Окончил техникум отлично и решил, что нужно ехать в Москву. В Москве – другая жизнь.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал!

(с) "Лилит" * Фото:

-2