Пришла пора провести полковые лётно-тактические учения. Это, конечно, масштабное мероприятие. Тут могут подключиться и вышестоящие штабы, чтобы усложнить жизнь личному составу. Но не этот раз. Полк никак не выйдет на свой высший уровень боеготовности, который был у него перед проверкой в Марах. Треть лётчиков в полку с квалификацией ниже 1 класса. В нашей молодёжной эскадрилье старлеи за полгода прошли одиночную подготовку и вышли на уровень звеньевых перехватов и атак наземных целей в составе звена. До маневренных воздушных боёв звеном они ещё не дотянулись.
Поэтому тема июльского ЛТУ полка по вспомогательным функциям: поддержка наземных войск. При этом без расчистки воздушного пространства не обойтись. Мастера воздушного боя из первой эскадрильи изображают воздушное прикрытие зоны работы по наземным целям звеньев из других эскадрилий. Истребителей противника тоже изображают лётчики нашего полка. Поэтому группы, которые поднимаются в воздух одновременно, по количеству не больше эскадрильи. Но летаем мы на свой маленький полигон, а там только звено и помещается.
Перед ЛТУ полка нашей эскадрилье дали потренироваться на полигоне. С одной стороны — давно не летали на атаки наземных целей, а с другой — на учениях предстояло пускать НАР С-8. До сих пор мы баловались пуском С-5. А тут начали покрупнее калибр использовать. Надо посмотреть на поведение самолёта, прицельные данные другие из-за баллистики. Нужно освежить навык пуска С-8. Мне-то эти ракеты уже приходилось пускать, а вот мои старлеи первый раз их будут применять.
За одну лётную смену до ЛТУ повезло с погодой и отлетали день на полигон. Видимость была отменной, а облаков не было совсем. Для нас в Мерзебурге это — большая удача для полётов на полигон. Чаще всего на цель приходится выходить по кустам. А тут такое счастье: ноль баллов облачности и 8 км видимость!
Мне досталось три вылета на атаки наземной цели со сложных видов маневра. В каждом вылете всего по два захода на цель. Один заход с пуском НАР С-8, а во втором — очередь из пушки. Маловато. Не баловали нас полигоном. Но мне в этот день повезло: оценки 4 и 5. А третий полёт — за оба захода отличные оценки. Приятно слышать на разборе полётов от Руководителя полётов на полигоне такие оценки.
А вот в день ЛТУ погода вернулась в привычные для нас пределы: облачность с редкими разрывами и нижним краем 1500 м, видимость под облаками, правда, была хорошей. Но высота начала атаки для пуска НАР требовалась 2500 м. Нужна дырка в облаках над мишенью к моменту твоей атаки. Тут без везения и опыта хорошей оценки не добьёшься. С опытом у меня уже был порядок. Я мог и без дырки в облаках с пологого пикирования рискнуть атаковать под облаками, тем более, что атаку начинал с подскока с 200 м. Точность стрельбы при меньших углах пикирования ухудшалась, но выбирать не приходилось. Учение! А на войне хорошей погоды никто не будет ждать. Надо поддержать пехоту в нужное ей время, а не в нужной нам, авиаторам, погоде.
Сделал два захода: пустил С-8 и стрельнул из пушки. Оценки получил отличные.
Мои лётчики отработали тоже на положительные оценки.
Кроме вылета звеном на полигон, досталось сходить на перехват воздушной цели, тоже звеном. Изображали борьбу с воздушным противником на подступах к зоне работы по земле. Воздушное прикрытие. Отработали успешно.
А вот ещё один вылет звеном на полигон оказался неудачным: не пришлось отработать по земле. К нашему подходу к мишенному полю облака стали сплошными и понизился нижний край. Руководитель полётов на полигоне не разрешил атаки. Обошлись отработкой маневров в составе звена по преодолению ПВО.
ЛТУ полка оценили оценкой «хорошо».
В июле у меня налёт получился десять часов на тринадцать полётов.
В августе больше летали днём. Из пятнадцати полётов за месяц только два пришлось на ночные вылеты. В Лётной книжке фигурирует запись полёта на перехват с использованием теплопеленгатора. Редкий в нашей лётной практике полёт. Не помню, чтобы этот прибор нами использовался так уж активно. Только лишний вес таскали на самолёте. Уж больно капризный был прибор, в узком диапазоне условий использовался. Не припоминаю ни одного случая в своей лётной практике, чтобы условия перехвата вынудили меня перейти на поиск цели теплопеленгатором.
Досталось мне на первой лётной смене в этом месяце и два облёта боевых самолётов. Максимальная высота полёта в Лётной книжке обозначена — 18 км. Проверка самолёта была по максимуму - и скорости, и высоты. В первом полёте немного не рассчитал начало вывода из горки по набору практического потолка самолёта и перебрал 600 метров. Правда, сильно и не старался точно выйти на высоту по заданию. Что значит 600 метров на 18 км высоты. Мелочь. Никто придираться не будет. Если ничего не случится в полёте. А если произойдёт сбой в работе двигательной установки, то эту ошибку, конечно, мне инженеры поставят в вину, не отмоешься. Во втором полёте этот промах учёл и точно отметился на заданной высоте. Облёты прошли штатно, техника работала без замечаний.
На такой высоте лётчики бывали редко. А уж перехвата на практическом потолке мне ни разу не доводилось делать. Нужды в этом не было: ракеты обладали достаточным запасом энергии, чтобы достать цель и повыше потолка нашего истребителя. Любопытно было побывать на таких высотах, посмотреть на небо и горизонт. Жаль, что времени любоваться не было: скоротечен этот полёт, да и обзор из гермошлема ограничен. Тёмно-фиолетовое небо, колючее солнце и кривизна далёкого горизонта. Кажется, что можно уже разглядеть и звёзды, но солнце бликует на остеклении фонаря жестким светом, вызывая желание закрыться светофильтром.
А на резиновой шейной манжете к посадке начинал плескаться пот. Смотровой щиток непрерывно обогревался на высоте, я один раз умудрился дотянуться до него своим длинным носом, чтобы снять с него каплю пота, которая никак не падала на манжету и получил ожог. Не подозревал, что на щитке такая большая температура. Кожей лица чувствуешь, что щиток обогревается, потому и — пот. А во втором полёте пот уже начал разъедать кожу шеи там, где резина её охватывает. Щиток можно открыть на высоте меньше 4 км и дать остыть коже, но солёную жидкость не вычерпаешь. Издержки высотного оборудования.
От чего я балдел на этих облётах, так это - от снижения с потолка самолёта. Переходишь в горизонте на дозвуковую скорость. Убираешь обороты на малый газ и ломом падаешь вниз на стреловидности 72 градуса. По кривой свободного падения. В позвоночнике возникает истома от невесомости. Горизонт уходит вверх и открывается панорама земли, которая скрыта дымкой. Потом, около заданной высоты возврата на аэродром, берёшь на себя ручку, возвращая телу ощущение силы гравитации, плавно ставишь стреловидность крыла на 16 градусов и аппарат вспухает на большом размахе. Не забудь дать оборотов, а то свалишься без скорости.
На третьей лётной смене августа сделал два вылета на пуски ракет по мишени М-6. Зона пуска была над Балтийским морем, хотелось посмотреть сверху на большую воду. Но погода такого удовольствия не доставила. Сплошная облачность накрыла наш аэродром, весь полёт проходил в облаках. Ближе к северу появились редкие разрывы облачности, которые не позволяли установить своё место по земле. В одном месте мне открылась изрытая поверхность земли с песчаными залысинами, испещрёнными следами гусениц и колёс. Это был один из самых больших полигонов в ГСВГ. Маршрут полёта проходил над ним и по времени это совпадало. Побережье моря тоже мелькнуло в разрыве, а над морем облачность была меньшей плотности, даже засинело слегка над головой.
Но обнаруживать мишень пришлось по радиолокационному прицелу, ракеты благополучно сошли и канули в молоке облаков. Общее время двух полётов составило два часа тридцать минут, их них два часа двадцать минут провёл в облаках. Романтика полёта, блин!
В начале третьей декады августа опять ЛТУ полка. Полк вырвался на оперативный простор. Перехватывали звеньями воздушные цели с посадкой на чужом аэродроме. Взбодрили кровь заходом по чужой глиссаде. Садиться на чужой аэродром, как устраиваться на ночлег в чужой квартире. Вроде тоже на кровати спишь, но по другому эта кровать стоит и в окружении незнакомых предметов. Хорошо, что погода была с нижним краем облачности 2500 м, а то искать кровать в чужой комнате по темноте… Для молодёжи были комфортные условия: издалека можно было полосу увидеть.
На этом аэродроме служил мой ведомый, из первого орловского звена. Не самое лучшее моё воспоминание о подчинённых, попил моей кровушки. Но мне было интересно узнать как он вписался в новом полку. Доходили до меня слухи, что его подловили на приписках полётов на виды подготовки, по которым в Орловке не летали. Любопытно было пообщаться и узнать про его службу после этого.
Однако, бывшего ведомого на старте не оказалось, он сидел на СКП помощником Руководителя полётов. Оттуда отлучаться во время полётов нельзя. Расспросил про него местных однополчан - старший лётчик, как и в Орловке был. Попросил передать ему привет от орловского командира звена. Пообещали.
Перед выруливанием на полосу мне пришлось остановиться, чтобы дождаться, пока взлетит звено. Рядом с рулёжкой маялся бывший ведомый. Ждал меня? На это я не рассчитывал. Снял кислородную маску и помахал рукой. Капитан радостно заулыбался. Всё-таки — меня ждал. Приятно. Помахали руками, покивали головой, по улыбались. Он показал мне, что у него всё в порядке. У меня — тоже. Пора на взлётку. Надел маску и откозырял бывшему ведомому. Он ответил и побежал на СКП.
Больше мы с ним никогда не пересекались на армейских дорогах.