В начале девятнадцатого века русская сцена сверкала всеми гранями актерских талантов - Семёнова, Колосова, Асенкова, Любочка Дюрова царили в трагедии, комедии и водевиле. В балетах и пантомиме блистали Колосова - старшая, Овошникова, Новицкая, Телешева, Зубова...
Но в веках навсегда останется одна Авдотья Истомина, ведь именно ее увековечил Пушкин в "Онегине".
Энциклопедия русской жизни, гениальный роман в стихах объявил Истомину богиней танца, русской Терпсихорой, и восторженные поколения наперебой принялись создавать свои легенды о ней. Так, Истоминой приписали российское первенство в танце на пальцах, хотя историки балета утверждают, что первой на пуанты встала бесконечно талантливая ученица Шарля- Луи Дидло, великого балетмейстера, Мария Ивановна Данилова в знаменитом балете своего учителя "Зефир и флора".
Данилова выступила в роли флоры в 1808 году, когда Авдотье исполнилось лишь 9 лет.
Восторженные читатели, описывая Истомину, непременно вспоминают "души исполненный полет", понимая под ним необыкновенную духовность и возвышенность танца Авдотьи. И опять они не вполне правы. Полёты были одним из изобретений великого Дидло и назывались вполне земным словом элеавация. Дидло превосходно знал устройство театра и умело использовал его - прыжки танцоров казались легче и длиннее за счёт уклона сцены к партеру, а полеты осуществлялись с помощью системы невидимых тросов, пристёгнутых к костюму. Полёты были очень популярны в анакреонтических балетах Дидло и ещё более популярны в более поздних романтических балетах.
Забавный анекдот рассказал Каратыгин, который однажды неловко завис во время полета между сценой и колосниками - снизу на него благим матом орал Дидло, а сверху техник- француз. По сей день сильфиды и нимфы эффектно улетают за кулисы, пристёгнутые за корсаж тросами. В Большом театре есть даже специальная форма допуска к полетам.
Полет стал роковым для Марии Даниловой, ее уронили на сцену, резко отпустив трос. Она умерла в 17 лет.
В отличие от своих героинь, госпожа Истомина была вполне земной женщиной.
Кто привел маленькую Авдотью в Театральное училище, история умалчивает. Дочь полицейского пристава рано потеряла мать, а учениц государь брал на полное обеспечение и присмотр. Авдотья была любимой ученицей Дидло. Великий балетмейстер был замечательным педагогом, но ученики его ходили в синяках. Дидло добивался идеальной точности движения при помощи тяжёлой трости - чем талантливее был танцовщик, тем сильнее ему доставалось от знаменитого француза.
Уроки Дидло, усердие педагогов, классы отставных балерин сделали из Авдотьи Истоминой первоклассную актрису. В 1816 году на сцену вышла почти совершенная танцовщица - среднего роста, очень стройная, с пылающими черными глазами под длинными ресницами, с безупречным прыжком и прекрасным шагом, Истомина на оргомном лебеде в роли Флоры въехала а самый эпицентр театральной жизни Петербурга. Впрочем, не только безупречная техника танца Истоминой пленила публику. В те годы балет уже не был церемониальным чопорным танцем, в прошлом остались тяжелые костюмы, фижмы, парики, туфли на каблуках с огромными пряжками. Балерины оделись в лёгкие туники, весьма откровенно облегающие "пышные округлости форм", а стройные ножки обули в лёгкие сандалии. Наступала пора беззастенчивого эротизма эпохи ампир.
Рампа весьма условно отделяла зрительный зал от сцены, а зрителей от актрис. Молодые актрисы, кавалергарды, золотая молодёжь жили общей жизнью - мужская поросль волочилась и приволакивалась за актёрками. Кулисы, салоны, гримёрки - юноши становились мужчинами при помощи прекрасных актрис с молчаливого согласия общества и двора. В театре была особая атмосфера свободных нравов, влюблённости, ревности, интриг, похищений. Доходило дело даже до дуэлей, но об этом в следующей статье.
Балетоманы побогаче брали актрис на содержание, поклонники победнее им завидовали и довольствовались объятиями в кулисах и флиртом в салонах.
Авдотья Истомина от законов театра не уклонялась. Она вполне усвоила несложную арифметику - театральное жалованье меньше щедрого содержания богатых поклонников. Пушкин в письме к Мансурову писал: "Всё идёт по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово — актрисы также — то пьется, а те <...> — аминь, аминь. Так и должно. "
Пушкин входит в число поклонников Истоминой. Его терзает страсть и ревность, он от досады пишет нецензурную эпиграмму на князя Орлова:
Орлов с Истоминой в постели
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал...
Истомина делает успехи в карьере и в личной жизни, но связь с ней приносит её поклонникам не только радость, но и горе - балерина становится героиней знаменитой дуэли, в которой участвовали четыре замечательных молодых человека, один погиб, а трое искалечили свои судьбы.
Формально причиной дуэли стала ревность сожителя Истоминой князя Василия Шереметьева, блестящего кавалергарда, участника войны 1812 года. Но завсегдатаи салонов злословили, что ревность, конечно, качество ужасное, но есть и иная причина - карман кавалергарда сильно обмелел.
Шереметьев был ранен и умер на руках у Истоминой. Кто-то говорил, что она тяжело переживала, отошла от света, замкнулась. Другие говорили, что она так же часто посещала литературные салоны, была частой гостьей "чердака" Шаховского. На сцене она по-прежнему была неподражаема в ролях озорных хитрых девушек, славилась своей живостью и чувственностью. Дидло продолжал ставить на неё новые балеты. Довелось Истоминой блеснуть в балетах по произведениям Пушкина - она стала Людмилой и Черкешенкой в "Кавказском пленнике". Эти роли и стали апогеем её блестящей карьеры.
Успех Истоминой начал сходить на нет после восстания декабристов. Император настороженно относился к тем, кто тесно общался с мятежниками, а Истомина была с ними дружна, это был её ближний круг. К началу 30-х годов она стала полнеть, уставать, её мучили боли в ногах. Авдотья Панаева отзывается об Истоминой язвительно: "Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит. Глаза у Истоминой были большие, черные и блестящие».
Истомина вдруг влюбляется без памяти в юного актера Василия Годунова. Несмотря на молодость и сомнительный по мнению Каратыгина талант, Годунов входит в элиту, он обласкан двором и светом. Истомина родилась в 1799 году, она ровесница Пушкина, Годунов моложе ее на 21 год. Странная пара появляется в свете и удивляет - Василий усыпан бриллиантами, в галстуке бриллиантовая булавка, на пальце бриллиант такой крупный, что невозможно даже перчатку надеть, пуговицы на сюртуке, и те алмазные.
Счастье Истоминой продлилось недолго - двадцатилетний красавец Василий умер от тифа в 1840 году.
Истомина вынуждена оправдываться, ведь её всё чаще упрекают, что она меньше танцует. Так ведь прошло уже 20 лет после выпуска из училища, да и балетов тех больше не ставят.
В 1836 году она получает травму и вынуждена обратиться к государю с просьбой о пособии на поездку для восстановления здоровья. Император пишет на прошении - вовсе уволить Истомину от театра.
30 января 1836 года Истомина последний раз вышла на сцену. Для неё не нашлось прощального спектакля, и она станцевала для публики русский танец.
Истомину удалили из театра. Она не только больше не играла, её даже не пригласили преподавать молодым актрисам, это с её-то опытом и мастерством.
Единственной нитью, связывавшей её с театром, был Павел Экунин, драматический актёр, прекрасный танцор, верный друг, а потом и супруг Истоминой. И второй муж Истоминой был на 11 лет моложе.
Блестящая русская балерина Истомина умерла от холеры в 1848 году. Авдотья Ивановна Экунина, отставная актриса - написано на её памятнике.
Но памяти и славе Истоминой умереть не удастся. Пушкин обессмертил Истомину в "Онегине". Кто знает, если бы поэт не погиб безвременно от такой же, как у князя Шереметева, любовника Истоминой, раны, возможно роман "Две танцовщицы" о подлинной истории Авдотьи Истоминой стал бы первым русским психологическим романом. Задолго до "Анны Карениной".
Ссылки по тексту: