Найти в Дзене
666 подписчиков

Борис Гребенщиков и борьба мировых систем

Борис Гребенщиков
Борис Гребенщиков

Кризис мировой системы

Брожу по улицам, размышляю о текущих мировых событиях и слушаю Бориса Гребенщикова.

Своё отношение к творчеству "Аквариума" я уже высказывал, но сегодня Борис Гребенщиков послужил для меня неплохой иллюстрацией к сложившемуся положению.

Иммануил Валлерстайн ещё в 2000 году предупреждал, что мировой капитализм в его неолиберальном виде вступил в фазу структурного кризиса. Система не может воспроизводиться в прежнем виде. И если в 2000 году в это многие не верили, наблюдая торжество неолибералов, то сегодня эти слова выглядят абсолютно справедливыми. Что из этого следует? Как события будут развиваться дальше?

Битва зла со злом

Валлерстайн видел перед человечеством две альтернативы. Либо отказ от капитализма и переход к социализму (что в интересах абсолютного большинства населения Земли), либо переход некой форме фашизма (капиталистической диктатуры). Второй вариант выгоден небольшой горстке хозяев мира, поскольку позволяет сохранить капитализм, неравенство и позволяет спастись от кризиса за счёт ещё более безжалостного ограбления населения планеты и превращения трудящихся в рабов.

Сегодня за неимением социалистической альтернативы (ибо её некому выдвигать) мы видим борьбу между старым порядком - неолиберальным капитализмом - и приходящим ему на смену неоконсерватизмом, то есть разновидностью фашизма XXI века.

Естественно, в мозгах современного обывателя перемешаны обе эти тенденции. А Гребенщиков как типичный обыватель (хотя и интеллектуал) прекрасно эти тенденции выражает.

Нога Судьбы

Скажем, Гребенщиков воинственно эгоцентричен, в его песнях люди присутствуют только в качестве стада ("Только стыдно всем стадом прямо в царство Отца") или стаи ("Но в воскресенье утром нам опять идти в стаю"). В этом сказывается буржуазно-демократическая установка, выстраивающаяся вокруг понятия "автономного индивида".

С другой стороны, Гребенщиков нередко критикует капитализм. Но всегда делает это с консервативных позиций, выступая в защиту религиозных, "духовных" ценностей. Скажем, Быкалай Оптоед из песни "Нога судьбы" "сжёг офис Лукойл вместе с бензоколонкой", но почему? "Без причин, просто так, из уваженья к огню", то есть не из ненависти к богачам-мироедам, не из сочувствия к угнетённым трудягам, а ради некоего мистического огня.

Или взять фразу из песни "Если бы не ты": "Ты одна знаешь, что у бога нет денег". Деньги здесь выступают как нечто необязательное, нечто ниспровергаемое, но противопоставляется деньгам "бог".

Если мы будем уходить от власти денег в сторону всяких мистических сущностей, то это и будет то новое средневековье, о котором грезят правители разных стран.

А Гребенщиков... да пускай поёт. Жалко что ли?