Найти в Дзене
Фарватер Истории

Павел Дубинда – самый храбрый солдат Великой войны

Герой Советского Союза и полный кавалер трех орденов «Славы» - две самые высокие награды СССР. В детстве, мы пацанами часто спорили, что выше и круче – Золотая Звезда Героя или полный бант ордена «Славы». Конечно это глупо – обе награды высоки, достойны всяческого уважения и Звезда Героя приравнена к полному банту ордена Славы. Но, на мой дилетантский взгляд, все-таки три ордена «Славы» это пожалуй покруче звания Героя. Ну, во-первых, геройскую звезду можно было получить, не проявляя личного мужества в бою – генералу или полковнику, сидя в штабе, за успешно проведенную военную операция. Во вторых звание Героя со временем немного обесценилось. Золотой звездой стали награждать по возрасту, к юбилейным датам. Например, Семен Михайлович Буденный был награжден званием Героя три раза, причем все получил не в годы войны, а в мирное время – к 75-летию, 80 и 85-летию. К чести Буденного он не очень ценил эти почетные, но юбилейные награды, втихомолку больше гордясь полным бантом Георгиевского кр

Герой Советского Союза и полный кавалер трех орденов «Славы» - две самые высокие награды СССР. В детстве, мы пацанами часто спорили, что выше и круче – Золотая Звезда Героя или полный бант ордена «Славы». Конечно это глупо – обе награды высоки, достойны всяческого уважения и Звезда Героя приравнена к полному банту ордена Славы. Но, на мой дилетантский взгляд, все-таки три ордена «Славы» это пожалуй покруче звания Героя. Ну, во-первых, геройскую звезду можно было получить, не проявляя личного мужества в бою – генералу или полковнику, сидя в штабе, за успешно проведенную военную операция. Во вторых звание Героя со временем немного обесценилось. Золотой звездой стали награждать по возрасту, к юбилейным датам. Например, Семен Михайлович Буденный был награжден званием Героя три раза, причем все получил не в годы войны, а в мирное время – к 75-летию, 80 и 85-летию. К чести Буденного он не очень ценил эти почетные, но юбилейные награды, втихомолку больше гордясь полным бантом Георгиевского креста (аналога ордена Славы) полученных им в Первую мировую войну. Или Леонид Ильич Брежнев – четырежды Герой Советского Союза, к тому же Герой Социалистического труда и кавалер многих других высоких наград, как отечественных, так и иностранных. Но вот ордена Славы у него не было. Потому что по статуту этот орден можно было получить только в бою, за конкретно прописанный подвиг – подорвать не менее двух вражеских танков, захватить вражеское знамя, уничтожить ДОТ вместе с гарнизоном, раненным вернутся в бой и много что другого, по настоящему героического.

Совершить такой подвиг очень сложно. А заслужить орден Славы всех трех степеней было суперсложно. Полных кавалеров ордена Славы было всего 2671 человек, для сравнения звания Героя Советского Союза было удостоено 12777 человек. Но оказывается, были четыре человека награжденных и званием Героя и трех орденов Славы. Два артиллериста – Андрей Алешин и Николай Кузнецов, летчик-штурмовик Иван Драченко и ....

Фамилия у него не очень благозвучная – Павел Христофорович Дубинда. Украинец, что немаловажно для сегодняшних дней. Родился в 1914 году в селе Прогнои Херсонской губернии. Село славилась своими мужчинами – крепкими, но добродушными богатырями, которые работали во всех черноморских портах биндюжниками, моряками, докерами, портовыми рабочими. Так что и Павел, закончив семилетку, пошел работать на рыбачий баркас. Когда пришел срок воинского призыва юношу с хорошим морским опытом, естественно призвали на флот. Служил в боцманской команде на крейсере «Червона Украина». К началу войны дослужился до должности боцмана на катере. Оборонял Одессу, отличился при высадке десанта у деревни Григорьевка. Его катер шел на острие удара и без потерь высадил на берег 80 морпехов.

Крейсер "Червона Украина"
Крейсер "Червона Украина"

Когда в осажденном Севастополе, вражеские самолеты утопили крейсер «Червона Украина», старшина 1-й статьи Дубинда с товарищами сошел на берег с погибающего корабля, пополнив ряды морских пехотинцев. В последние дни обороны Севастополя был контужен и попал в плен. Из плена Дубинда сбежал, как только чуть отошел от контузии. Поймали... подлечился после побоев, сделал вид, что смирился — и через несколько месяцев бежал снова. Снова был пойман и даже приговорен к повешению — но опять бежал. На этот раз ему удалось перейти линию фронта.

Обычно в фильмах, особенно в современных, показывают, что бежавших из плена солдат обязательно долго и нудно проверяли в Особом отделе, а затем отправляли в худшем случае под трибунал, в лучшем – в штрафную роту. Но это не так. Долго проверяли офицеров, либо подозрительных людей. А простых солдат, обычно после короткой проверки, зачисляли рядовыми в обычную пехоту – пусть в бою докажут свою храбрость и преданность Родине.

Так случилось и с Павлом Дубиндой. В марте 1944 года он был зачислен рядовым бойцом в 293-й гвардейский полк. Получая новое обмундирование, бывший боцман, а теперь рядовой красноармеец попросил только одного: чтобы ему разрешили под гимнастерку надевать тельняшку, сохраненную даже в плену, бережно отстиранную и залатанную. Как память о морской службе. Выдававший форму старшина удовлетворил просьбу, наказав эту тельняшку «носить до победы».

А через несколько месяцев командир роты неофициально назначил его командиром отделения. Невзирая на то, что боец был рядовым. Ну уж очень был опытным и умелым бойцом был бывший моряк. И офицер не ошибся. 8 августа 1944 года в бою за польскую деревню Скорлупки красноармеец Дубинда первым ворвался во вражеские окопы, лично гранатами и огнем из автомата уничтожил семь вражеских солдат. Вслед за командиром траншею заняли бойцы его отделения, чем способствовали наступлению роты. Командир 293-го гв. полка Александр Свиридов представил лихого бойца к ордену Славы III степени и повысил в звании до младшего сержанта, тем самым уже официально утвердив его командиром отделения.

Но пока наградной лист неспешно совершал свой путь в штабе, уже младший сержант Павел Дубинда снова отличился. 20 августа в бою за станцию Мостувка, он взяв на себя командование взводом, ворвался с ним на станцию и оседлал железнодорожное полотно. Более того, когда выбыл тяжело раненный командир роты, Дубинда, кстати тоже раненный, взял командование на себя и со своими бойцами продолжил бой, выбив немцев уже из деревни Мостувка. Лично уничтожил 10 вражеских солдат.

Полковник Свиридов знал, что боец побывал в плену. Но, не сомневаясь, подписывает второй наградной лист на орден Славы II степени и назначает Дубинду старшиной роты.

Третий наградной лист, к ордену Славы I степени, подписанный полковником Свиридовым, не заставил себя долго ждать. 22—25 октября 1944 года в ожесточенных боях при прорыве оборонительных линий в Восточной Пруссии, старшина Дубинда, командуя взводом, первым ворвался во вражескую траншею, уничтожил четырех вражеских солдат и взял в плен офицера. Удачный бой взвода способствовал взятию деревни Пешикен и городка Шталлупёнен, ныне Нестеров.

-3

Когда полковой писарь писал представление к ордену Славы I степени, у него закончилась пишущая лента и он заправил в машинку трофейную, красную ленту. Поэтому наградной лист получился очень красивым и нарядным. Этому представлению предстоял долгий путь в Москву – право награждать орденом Славы I степени принадлежало лишь Президиуму Верховного Совета СССР.

А командир стрелкового взвода старшина Дубинда продолжал воевать. Храбро и умело. В бою 21 января 1945 года вместе с взводом ворвался во вражеские окопы и уничтожил 30 вражеских солдат. И тем самым способствовал взятию важного стратегического пункта, торчащего у наступающей дивизии как кость в горле.

И здесь возник вопрос. Отважного старшину надо было наградить. Но как? Лимит орденов Славы он исчерпал. Звездой Героя? Но такого прецедента чтобы полный кавалер Славы стал еще и Героем Советского Союза, на фронте еще не было. Да и слишком высокая награда. А орден Отечественной войны, наоборот, по мнению командиров слишком мало для такого подвига. И после недолгих споров и размышлений командование наградило Павла Дубинду полководческим орденом Богдана Хмельницкого III степени. Ведь этот орден вручался не только за храбрость, но и за инициативность и умелое командование подразделением.

-4

А 13-21 марта 1945 года взвод Дубинды принимал активное участие в ликвидации группировки вермахта к юго-западу от Кёнигсберга. 13 марта после артиллерийской подготовки он поднял своих бойцов в атаку на господский двор Шперзинен и стремительным броском достиг немецких траншей, уничтожив 12 и захватив в плен 30 солдат и офицеров. 15 марта 1945 года, развивая достигнутый успех, Дубинда ворвался в Бладьяу, в котором его взвод уничтожил до роты стрелков и захватил 2 орудия. 21 марта немецкие части попытались предпринять на его рубежах контратаку крупными силами. В разгар ожесточённого боя, когда кончились боеприпасы, старшина отбивался гранатами, а затем захватил пулемёт и открыл из него огонь по противнику. Потеряв до 2 рот пехоты, немецкие подразделения откатились назад, и на их плечах он, оставшись всего с 10 бойцами, ворвался на хутор Штутенен, захватив в плен 40 солдат. И по военным инстанциям начало идти наградное представление гвардии старшины Дубинды на звание Героя Советского Союза — за бесстрашие, командирское умение и личное мужество. Звезда Героя была заслужена.

26 марта 1945 года взвод гвардии старшины Дубинды был послан в разведку. При переходе линии фронта группа была обстреляна сильным пулеметным огнем. Павел получил тяжелое ранение в ногу — пуля перебила кость. Разведчики вынесли своего командира на плащ-палатке, доставили в медсанбат, откуда героя на следующее утро переправили в один из московских госпиталей. Там Павел Христофорович и встретил день Победы. Там 29 июня он и получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.

-5

Из госпиталя он вышел на костылях. Но богатырское здоровье позволило быстро бросить их. Попал под указ о первой волне демобилизации – солдаты имеющие три и более ранения демобилизовались в сентябре 1945 года. Вернулся домой, в Херсонщину, и устроился боцманом в антарктическую китобойную флотилию «Слава». Полный кавалер ордена Славы и работал на судах флотилии «Слава». Ему предлагали перейти на руководящую работу на суше, звали на всякие праздники и торжества. Но он неизменно отказывался. Для него палуба корабля была дороже высоких кабинетов и кресел в президиумах. Награды надевал редко, только на праздники. Ходил в море и после выхода на пенсию. Умер в 1992 году в Херсоне. Именем Павла Дубинды назван речной теплоход. А его родное село Прогнои переименовано в Геройское. Немудрено ведь из этого небольшого села вышло пять Героев Советского Союза и два Героя Соцтруда.

В эти дни кровавого конфликта между Россией и Украиной, стоит вспомнить геройского старшину Павла Христофоровича Дубинду, самого отважного воина Великой Отечественной войны. Ведь он воевал не со своими братьями, а с иноземными захватчиками. Воевал за Украину, Россию и за весь многонациональный Советский Союз.