Когда фильм лучше книги: «Петербургские тайны»

371 прочитал
Продолжаю рубрику «Когда фильм лучше книги», сегодня – о популярном в 90-е годы сериале «Петербургские тайны».

Продолжаю рубрику «Когда фильм лучше книги», сегодня – о популярном в 90-е годы сериале «Петербургские тайны».

Когда я узнала, что фильм снят по роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», то решила прочитать эту книгу. Сказать, что была глубоко разочарована – ничего не сказать. Положительных героев в романе практически нет, но главное – очень трагичный финал, где зло полностью торжествует, - создает такую тяжесть на душе, такое гнетущее ощущение всевластия жадности и порока в нашей жизни, что хочется пойти повеситься на первой осине!

Режиссеры сериала – Леонид Пчелкин и Вадим Зобин – многих героев наделили весьма привлекательными чертами характера, сделали из мотов, развратников и воров – истинно благородных рыцарей, готовых жертвовать собой во имя справедливости, отважных заступников за обиженных.

Пожалуй, самое сильное впечатление на зрителя произвел Серж Ковров, роль которого с блеском исполнил Николай Караченцев:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Вместо вора, прохвоста и фальшивомонетчика - перед нами предстает человек с большой душой и горячим сердцем, дворянин, имеющий достаточное состояние, чтобы выбрать любое себе дело по своему вкусу. И он останавливает свой выбор на весьма необычном занятии: наказывать злодеев. Как он сам говорит: «Не сделаться ли мне тем, кто появляется в пятом акте драмы и воздает по справедливости?» Сержу предстоят многие испытания: покушение на его жизнь, ложное обвинение, тюрьма, побег, неожиданно вспыхнувшая страсть к красавице Юлии Бероевой, поначалу не заметившей его вовсе… Но он не останавливается, не отступает – и судьба награждает его: Юлия отвечает ему взаимностью, они создают счастливую семью.

Попытка Каземира Бодлевского натравить Сержа на Николая Чечевинского оборачивается против поляка: в лице князя Серж находит друга, такого же доброго и благородного, как он сам:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Не картежник и повеса, который в книге ничем не отличается от Вольдемара Шадурского, а – человек чести, очень любящий свою сестру.

Собственно, благодаря этим двоим и стало возможным наказание для злодеев и утешение для униженных. Сохранить всех героев такими, как в романе, было невозможно: чтобы победить зло, должно быть в чьем-то лице добро.

Добра в сериал добавлено немало: это касается и других героев, и многих событий. Например, Долли Шиншеева, несмотря на всю свою любовь к Владимиру Шадурскому, в конце концов покидает его, не находя в себе сил простить любимому разрушенной жизни своей подруги.

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Ожидания молодого князя, что «женщины не склонны жалеть своих подруг» в киноверсии - не оправдываются, и он теряет ту, которая могла бы спасти его честь и состояние.

Не могу не отдать должное сцене «казни» Вольдемара: он не просто погибает, а перед смертью переживает настоящий кошмар, увидев перед собой «воскресшую» Бероеву:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Эта сцена поистине бесподобна, одна из лучших в фильме. Только актеры советской школы могли так точно передать все чувства героев в эти секунды: немой, холодный - и этим очень страшный для Шадурского – укор в глазах несчастной Юленьки, а на лице молодого князя – леденящий ужас, который поднимает его собственную руку, чтобы нанести себе последний, роковой, но справедливый удар. Браво Сергею Чонишвили!

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Не менее эффектно изображено режиссерами сериала и самоубийство Татьяны Львовны Шадурской в исполнении талантливой Людмилы Гундаревой:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Княгине в последний день своей жизни доводится и встретиться с Анной Чечевинской, которую она разлучила с братом и тем обрекла на страшную жизнь на самом «дне общества», и узнать, что её единственная, несколько поздняя в жизни любовь была иллюзией: всего лишь частью игры Николая Чечевинского, решившего покарать княгиню за судьбу своей сестры Анны… Своей гибелью «Мраморная Диана» частично искупляет и грехи сына Вольдемара: Юлия, ставшая свидетельницей самоубийства княгини, от шока приходит в себя из глубокого забытья:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Мне очень понравился этот режиссерский ход: не просто расплата за причиненное зло, а – раскаяние и искупление. Это – выше любого наказания.

Такое же раскаяние приходит и к Наташе, влюбившейся в Николая Чечевинского. Её карает сама судьба: пропасть между ней и Николаем выкопала она сама, своими руками. И вот – печальный для неё финал:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Чистые душой, юные Ваня и Маша в романе погибают, символизируя то, что таким душам в мире зла, порока и жадности выжить невозможно.

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Но Пчелкин и Зобин создают гораздо более светлую историю: Маша избавлена от встречи с молодым Шадурским, а сразу встречает Ваню. Она не умирает от чахотки, а, наоборот, в нужный момент появляется рядом с обманутым Татьяной Львовной Иваном, когда, тот, отчаявшись, чувствуя себя клятвопреступником, уже стоит на стуле с веревкой на шее:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

Наконец, и казенные работники оказываются не столь продажными: у секретаря вдруг просыпается совесть, и он рассказывает о полученных взятках от семьи Шадурских. Неожиданно находятся потерянные улики, и честный следователь, неподкупный «зануда и законник», сочувствующий Юлии Бероевой, возобновляет дело:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

В результате фильм получился одновременно драматичным и светлым. Вселяющим надежду, что есть на этом свете человечность и справедливость, что доброе и смелое сердце может хоть иногда победить мрак и злодейство.

Кроме того, блестящая актерская игра мастеров еще советской школы делает по-своему привлекательными даже злодеев! Лично мне очень понравился Полиевкт Харлампиевич Хлебонасущенский, роль которого великолепно исполнил Валерий Баринов:

Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.
Кадр из сериала "Петербургские тайны", 1994 - 1998 г.г., режиссеры: Леонид Пчелкин и Вадим Зобин.

В одном из интервью актер рассказывал, что, когда показ сериала транслировался по телевидению, к нему на улице подошел какой-то человек и произнес: «Вы мне больше всех нравитесь – такая сволочь!» Валерий Баринов сказал, что это был лучший комплимент, который он, как актер, слышал в своей жизни.

Страшно представить, до какой степени Всеволод Крестовский должен был разочароваться и в людях, и в этом мире, чтобы создать столь горькое произведение о торжестве зла, денег, жадности, лжи, лицемерия, разврата…

Нет, я не совсем не против драм. Как выразился герой Олега Янковского, волшебник из «Обыкновенного чуда»: «И в трагических концах есть свое величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых». Только мне кажется, что даже несчастливый финал должен нести хоть маленькую частичку чего-то светлого.

Разве смысл существования искусства не в том, чтобы делать мир и нас самих лучше? Какая польза от романа или от фильма, если он только и показывает жизнь «во всей красе», выворачивает наизнанку всю грязь, подлость и предательство, преподнося это как норму? Такое искусство не исправит пороков нашей жизни, а только приумножит их. Не потому ли в СССР люди были добрее, что меньше было насилия на экране? Конечно, не только поэтому, но всё же…

Итак, о светлом в трагической концовке. Как такое возможно?

Ну, например, «Бесприданница»: представьте, что Лариса не погибает, а становится содержанкой Кнурова. Разве такой финал - не более трагичен? На мой взгляд, он был бы просто отвратителен: ведь это торжество порока над любовью. Но Лариса благодарит Карандышева за его выстрел. Для неё смерть – спасение. Потому что честь в её глазах дороже жизни. И пока существуют такие чистые души, наверное, еще не все потеряно в нашем «мире чистогана»?

Квазимодо умирает, обняв Эсмеральду, и его скелет рассыпается, когда его отделяют от скелета любимой, словно показывая нам, что над любовью не властна сама смерть. Знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта» вообще звучит как гимн любви, который побеждает ненависть и примиряет две враждующие семьи. Драма «Дорогая Елена Сергеевна», которую многие считают очень тяжелой, заканчивается моральной победой учительницы над толпой оборзевших подростков, и – искренним раскаянием последних.

Финал романа «Петербургские трущобы» в корне другой: там зло не просто торжествует, оно растаптывает всё доброе и человеческое, нагло насмехаясь, оскалив зубы: «Вот, глядите, мне всё нипочем!» Потому-то появляется это отвратительное чувство полной безнадеги и отчаяния, что наш мир летит в тартарары и с этим уже ничего нельзя сделать…

Я от всей души благодарна режиссерам сериала «Петербургские тайны» за то, что вместо таких горьких чувств они подарили зрителям столько радости, надежды на человечность и справедливость в этой жизни! Здесь я полностью солидарна с Леонидом Филатовым:

А зритель скажет: сказка раздражает,

Что жизнь она никак не отражает.

Но у меня есть тоже возраженье:

На кой вам черт такое отраженье?

Ей-Богу же, грешно у нас в Отчизне

Глядеть на сцене отраженье жизни.

Вы жизненных сюжетов до хрена

Из собственного видите окна.

Наверное, кто-то не согласится со мной. Роман «Петербургские трущобы» популярен, у него, безусловно, есть свои поклонники. Что ж, мое мнение - это только мое мнение, и я его ни в коем случае никому не навязываю.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилась статья – поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Делитесь своими мнениями в комментариях!

Всем добра!

Еще статьи этой рубрики:

Когда фильм лучше книги: "Жестокий романс"

Когда фильм лучше книги: "Советский Шерлок Холмс"

Когда фильм лучше книги: "Место встречи изменить нельзя"

Статьи о советском кино:

Самые обаятельные и привлекательные: уроки советского шедевра

Разбирал ли свой чемодан Василий Кузякин?

9 малоизвестных советских фильмов, которые достойны внимания