Иногда задумываюсь о нашей системе образования. И меня посещают мысли о том, современна ли она в том виде, в каком существует?
Нет, конечно, педагогов постоянно заставляют проходить различные курсы, находить новые методы работы, придумывать всё более и более интересные уроки. Школа скоро превратится в цирк. Возможно, выездной. А результаты обучения не растут.
В чём же проблема?
Наверное, в том, что культ образования был присущ нашим родителям. Ну, или, в зависимости от возраста, в общем, людям, жившим в советском союзе.
Почему-то тогда люди в большей степени понимали, чего они хотят. Понимали, что образование нужно ИМ. Не учителю, не директору, не родителям. Им.
Не хочу грести всех под одну гребёнку, но процент тунеядцев без образования тогда и сейчас явно будут различаться.
Так что же случилось? Наверное, решение простое: мы показали детям, что можно зарабатывать, не работая. Конечно, не конкретно мы. Но развивая культ блогерства в тик-токе и иже с ними, мы показали, что кривляясь на камеру, можно добиться успеха.
Я не сужу всех блогеров. Многие говорят, пишут нужные вещи. Которые надо знать, обсуждать. Полезные, в общем.
Я о тех, кто реально популярен, благодаря клоунаде у камеры. Перепеть песенку, станцевать, оголяя разные части тела, корчить рожи и т.д.
Современные реалии говорят нам, что успешен какой-нибудь Милохин с сомнительным образованием, а не закончивший собственными силами с красным дипломом ВУЗ будущий врач, экономист, инженер, учитель. Конечно, им ещё предстоит показать себя. Но. Даже если и покажут - добьются ли они такого успеха за краткое время? Вряд ли. Нужны будут годы усилий, чтобы их фамилии зазвучали. Да и то, даже зазвучав, они останутся памятны лишь на поприще их коллег.
Так что же делать?
Во-первых, надо создать понимание, что клоунов и так уже слишком много. Конкуренция на этом поприще выше, чем в ВУЗы на менеджеров в начале двухтысячных. Чтобы пробиться уже мало быть просто клоуном, надо совершить что-то этакое. Что людям запомнится. Да и то не факт, что прогремев один раз, удастся сразу "вылезти из грязи в князи".
Об этом нужно серьёзно говорить родителям, учителям. Будут ли результаты - неизвестно. Но оставлять попыток нельзя.
Что дальше: попытаться объяснить, что азартные игры - зло. Сейчас они могут проиграть только карманные деньги. Больше у них просто нет. А что потом? Получив зависимость от азартных игр, в более старшем возрасте они начнут проигрывать крупные суммы, квартиры. Это проблема. И страшная. Я видела немало детей, которые уже сейчас играют в покер на деньги. И об этом знают учителя, родители. Учителя били тревогу поначалу. Но, не добившись отклика, пустили дело на самотёк. Может, ничего и не произойдет, а может, будущее детей в опасности.
Что было бы замечательно ещё? Вводить профили не в старших классах, а раньше. Столько информации проходит через детей ежедневно. И далеко не вся из них имеет реальную значимость.
В других странах есть практика ранней диагностики предрасположенности к учебным предметам всех детей. И их обучают в зависимости от их склонностей.
Да, возможно, в чём-то они будут ориентироваться поверхностно. Зато то, что они реально понимают, что им даётся, будет развито на высшем уровне.
Мы же пытаемся "впихнуть невпихуемое". У детей столько учебных предметов, что они по 7-8 уроков находятся в школе. Ежедневно. У нас в школе ещё и 6 дней в неделю.
Я не помню такого, чтобы в школе сидела каждый день по 7-8 уроков. Раз, может, два в неделю в старших классах было такое. Но там же консультации к экзаменам были. Вполне логично. А тут консультации уже после 7-го, 8-го урока начинаются. Дети, учителя уже загнаны до предела. Ценность такой работы минимальна. Но и деваться некуда. Особенно учителям, чьи предметы раз-два в неделю, а экзамен выбрало большинство обучающихся.
Что в таких условиях остаётся в головах? А я скажу: "Трунь". Струнка, которая ушки держит. Остальное уже увяло от чрезмерного унавоживания. Даже растение можно залить, можно переборщить с удобрением.
Так почему мы считаем, что детский мозг - необъятно пустая вселенная, которая может вместить всё, что мы захотим вложить? Это не совсем так. И мы должны это понять, принять и начать учить тому, что под силу.
У нас же уравниловка страшная. Работаем на "середнячок". А когда нам готовить олимпиадников, если работа в две смены и 6 дней в неделю? Когда сидеть с двоечниками, если в окна придумывают разные ненужные обязанности, типа "посидеть организатором на ВПР"?
У нас отменили вторую смену. Теперь я могу приглашать на консультации. Сижу каждый день: понедельник-вторник к экзаменам готовимся с девятиклассниками. Среда - двойки исправляем с семиклассниками. Четверг выпадает из-за совещания. В пятницу сидим коллективно: сдаём долги. Суббота - укороченный день, засижусь - тех. персонал выгонять начинает (реально такое было).
И сижу вот так, кстати, потому, что меня гложет совесть: недодала.
А не пытаюсь ли, случаем, и я "впихнуть невпихуемое"?