«Бурлаки на Волге» - шедевр Ильи Репина, известный всем еще со школьной скамьи. Кроме художественной составляющей, картина содержит мощный социальный посыл.
Бурлак – это профессия. Так называли человека, готового за вознаграждение тянуть на себе суда вверх по течению реки.
Почему нельзя буксировать баржи на лошадях?
Во-первых, нужны специальные дорожки для тягловых животных, по песку они не пройдут в отличие от людей.
А во-вторых, лошади дороже. По той же причине не использовались буксирные пароходы.
На картине Репина, справа, вдали, как раз изображен такой. Зачем российскому купцу платить огромные деньги за машину, если всегда можно нанять за бесценок людей.
А как обстояли дела в Европе? Рисовали ли иностранные художники бурлаков? Да!
Но только к середине XIX века во многих странах человека уже не запрягали, как тягловое животное. И художники из Британии или Германии рисовали буксировку кораблей людьми по другой причине.
МАЛЕНЬКИЕ БУРЛАКИ
Прусский художник и путешественник Эдуард Хильдебрандт (1818-1868) прославился пейзажами морских побережий со всего мира. Этакий немецкий «айвазовский». Поклонниками художника были российские императоры Николай I и Александр II, а потому сегодня в музее имени Пушкина хранится более 50 акварелей мастера.
На одной из своих картин живописец изобразил детей, играющих в бурлаков где-то в Восточной Пруссии. О том, что это имеено игра, "говорит
О том, что это именно игра, говорит сгорбившийся мужчина, скорее всего их отец, который швартует судно.
ALZAIA
Итальянский, а если быть точным, флорентийский художник Телемако Синьорини (1835-1901) создал картину «Alzaia» по своему обличительному смыслу не уступающую шедевру Репина.
Альзайя – название буксировочной веревки (каната) у итальянских бурлаков.
На картине изображены бурлаки, тянущие баржу по флорентийской реке Арно. Их тела абсолютно безжизненные, словно мужчины повисли на канате, как на виселице.
И маленькая, но ёмкая деталь – прилично одетые взрослый мужчина с дочерью. Они не обращают внимания на несчастных людей. Проблемы бедняков абсолютно безразличны богачам. Разве что их собачка, может облаять этих неудачников.
БУКСИРОВКА ПО НИЛУ
Американский художник-ориенталист Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928) много путешествовал по арабской Северной Африке и оставил целый ряд работ, изображающих повседневную жизнь местных жителей. Нашлось место и бурлакам в Египте.
Скорее всего, несчастные буксирующие судно по Нилу – рабы.
БУРЛАЧКИ
Венгерский художник Лайош Деак-Эбнер (1850-1934) писал жанровые полотна на темы, свидетелем которых он был сам.
Здесь женщины не батрачат на кого-то. На территории Венгрии буксировкой кораблей занимались с использованием лошадей.
Однажды художник услышал историю о крушении баржи с грузом древесины. После чего местные жители с помощью подручных средств растащили ценные стволы деревьев.
Вот и на картине мужчина соорудил импровизированный плот, на котором гребет вдоль берега. А женщины помогают на берегу. Чистое мародерство.
ЖЕНЩИНЫ
Британский исторический живописец Джон Чарльтон (1849-1917) также изобразил женщин, ставшими бурлаками поневоле. В Соединенном королевстве ручной труд при буксировке кораблей не использовался.
В первый день нового 1861 года небольшое морское судно, перевозившее уголь, село на мель во время шторма. Местным жителям пришлось тащить корабль на себе почти три мили.
И хотя в буксировке участвовали и мужчины, и женщины, и использовались лошади, художник решил показать героизме слабого пола. Какое отличие от венгерской картины.
Друзья! Если понравилась подборка, пожалуйста, поддержите автора и поставьте лайк! И не забудьте подписаться, чтобы видеть новые материалы!
БУРЛАКИ
Польский художник Феликс Выгживальский (1875-1944) несколько лет прожил в Ростове-на-Дону и, безусловно, был знаком с шедевром Репина. Уже в независимой Польше он создал свою версию бурлаков.
Какая картина понравилась? Что может сравниться с Репиным?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: