2 подписчика

Маленькое машиностроительное предприятие - post mortem анализ

Когда я был маленький и начинал работать на заводе - мне всегда хотелось покрутить ручки у станков и попробовать что-нибудь сделать. Вот только начальник производства меня гонял от станков. Помню как было весело, когда коллеги меня учили как работать с твердомером и инструментальным микроскопом. И когда нашли болванку из стали 4Х5МФС и показали как рассчитывать режим термообработки и калить её в печи. И когда дали две железяки и допустили к дорогущему сварочному полуавтомату EWM, чтобы я поучился варить.

Отдельным весельем была работа на сварочной консоли Oerlikon и "кручение ручек" на радиально-сверлильном станке Knuth.

А потом я вырос и решил открыть собственное предприятие, чтобы можно было играть в своё удовольствие. Всегда хотел изготавливать нестандартное оборудование, инструмент и автоматические линии. Тут как раз и "самозанятость" появилась. Оказалось очень удобно, и люди на тебя уже не смотрят как на "шабашника", когда ты платишь налоги, выбиваешь чеки и несёшь ответственность за качество работы.

Я уговорил товарищей скинуться станками и инструментом и договорился на счёт места, куда будет закинуто оборудование. Так как денег у меня никогда особо не было, то помещение я выпросил у знакомого из расчёта, что мы будем помогать ему восстанавливать здание в счёт аренды. Мне нравилась большая площадь (примерно 600 квадратных метров) и возможность въезда грузовой техники.

Ошибки:

  • Не стоит надеяться на "джентльменский договор". По итогу вышло, что станки мы поставили, но ключи не получили. Станки потом забрали, но нервы были подпорчены. Лучше оформлять использование помещения документально.
  • Большое помещение - большие затраты на инфраструктуру. Мало поставить оборудование, надо ещё организовать раздевалки, туалеты, питание работников, вентиляцию, освещение, отопление (в -20 к железкам примерзаешь моментально, а с мелкими деталями не поработаешь). И на большой площади сделать такое стоит дороже, чем на малой.
  • Старые, неутеплённые помещения советских времён с протекающей крышей и сквозняками создают только большие энергозатраты, а работать в них - одно мучение. Лучше занять 3 хороших тёплых гаража, чем огроменный короб с дырками в стенах.

После такого приключения длиной в 3 месяца мне посчастливилось найти небольшое помещение на 136 квадратных метров за очень скромную арендную плату. Первый раз в жизни заключал договор аренды и очень переживал за ответственность по пунктам договора.

Помещение оказалось пристройкой к большому цеху и туда грузовая техника с кранами уже заехать не могла. (А ещё там были полы, выложенные чугунной плиткой, как для тяжёлых металлургических производств. Довольно удобная вещь, только чистить их тяжело.) Тут мне открылась другая сторона проблемы:

  • Очень велика роль повышения механизации труда. Тележка-рохля поможет закатить лёгкий станок до полутора тонн весом в узкие двери (и ещё надо убедиться, что станки в эти двери проходят), а вот катание станка на трубах - это мучение, которое ещё требует четырёх человек, вместо двух. Такелажный лом (с колёсиками) позволяет выполнить подъём станка одному человеку, тогда как лом-лапа (путейный) требовал трёх человек (один поднимает и два страхуют-помогают). Также для подъёма приспособлений на станки очень хорошо подходят тележки с подъёмным столом (с гидроцилиндром) и гаражный кран.
  • Стоит иметь собственные такелажные приспособления как: стяжки, цепные и тканевые стропы, лебёдки, тележки для подвешивания лебёдок, противооткатные упоры, домкраты с низким подхватом.
  • Большие окна из стеклоблоков - плохо как для инсоляции, так и с точки зрения значительных потерь тепла. И даже в маленьком помещении надо утеплять стены, двери, потолки, что может стоить дороже, чем всё оборудование предприятия. Кстати, первое время можно прогревать помещение газовыми или дизельными тепловыми пушками. Но с осторожностью, так как они хорошо выжигают воздух в помещении.

Когда дело дошло до работы, то меня также ждало несколько сюрпризов:

  • Очень не хочется, чтобы себе кто-нибудь что-нибудь отпилил. Пришлось быстро, решительно купить почти за недорого ножовочный станок 6Б22. На большее денег не хватило. Зато безопасно. Запустил его и он пилит потихоньку. С дисковой пилой такого не получится.
  • В помещении обязательно нужно организовывать пневматическую линию, а при необходимости - линии для сварочных газов. А для этого ещё надо разбираться в современных модульных системах трубопроводов. И опять же - это стоит денег.
  • Нельзя экономить на уборочном инвентаре и средствах гигиены. В грязи хорошую продукцию выпустить невозможно.
  • Большое внимание также надо уделить системам хранения инструмента, тележкам, шкафам и прочей производственной мебели. Без этого невозможно инвентаризовать инструмент и метизы, а также просто тяжело работать. Очень сильно отражается на продуктивности труда.

Следуя задумке, мы попытались производить нестандартные детали и в процессе выяснили, что стоило получше знать местный рынок:

  • На металлобазах не было ничего, кроме простейшей чёрной стали для металлоконструкций типа заборов.
  • Население вокруг в большинстве своём неплатежеспособно и экономит последние 200 рублей.
  • В связи с отсутствием массы крупных предприятий - нет подтребности в изготовлении экзотических деталей.

После нескольких месяцев вялотекущей работы я решил закрыть предприятие и узнал самую последнюю интересную новость: закрыть предприятие дороже и сложнее, чем его открыть.

  • Пришлось заплатить за организацию вывоза строительного мусора из арендуемого помещения.
  • Пришлось огромную кучу оборудования запихать в дом, в гараж, к знакомым, на работу и ещё бог весть куда. Дома пришлось два месяца ходить прямо по горам инструмента, пока не разложил всё на свои места. Если бы я не был собственником, это была бы эпопея с попыткой оборудование продать или сдать в металлолом.
  • Технику я возил с помощью бортовых КАМАЗов с краном. Привёз оборудование за 4 рейса, а вот вывез, наверное, рейсов за 15. И это встало мне в копеечку. Вообще, стоимость закрытия была примерно в 8 раз выше стоимости открытия.
  • Огромные неизрасходованные запасы материала тоже создали логистическую проблему. Пришлось раздарить металл на приличную сумму, так как запихать его мне было просто некуда.

Выводы:

  • Надо писать бизнес план и в процессе анализировать рынок и пути захода на него.
  • Когда работаешь с компаньонами - надо заранее договариваться, как будешь выходить из бизнеса, если не сработаетесь.
  • Если делаешь бизнес на заёмные средства - надо думать, как будешь списывать долги предприятия при ликвидации. Если же делаешь бизнес на собственные средства - надо ставить чёткие критерии и сроки выхода на самоокупаемость. Иначе рискуешь увлечься поддержкой неприбыльного бесперспективного предприятия (деньги-то сам с себя не потребуешь).
  • Надо уделять внимание социальной части, а также продуктивности и организованности труда.
  • Если делаешь серийную продукцию - черти прототипы и считай техпроцесс до закупки станков.
  • Хорошо, когда есть современное энергоэффективное помещение в собственности, с большими подведёнными мощностями.
  • Кадры могут решать, когда ценность интеллектуальной работы в составе продукта велика. А вот на рынке труда этих квалифицированных кадров может и не быть.
  • Не надо плакать о железяках, когда их теряешь. Станки должны работать, иначе это просто мусор.

Итог: Это был и позитивный и печальный опыт, который заставил меня пересмотреть свои взгляды. Целый год жизни потрачен. Если появится возможность - обязательно сделаю ещё не одну попытку построить завод, но это уже будет более осознанная работа.