В Санкт-Петербурге, в самом сердце Васильевского острова, находится отличный музей горэлектротранспорта, посетив который, можно узнать когда и как в городе был организован первый общественный транспорт, как он эволюционировал дальше, уже в СССР, поглядеть и потрогать всамделишные ретротрамваи и даже прокатиться на одном из них - легендарной "американке" - по туристическому маршруту, который охватывает 6 мостов и 100+ различных достопримечательностей.
Музей горэлектротранспорта.
Адрес: Средний пр. В.О., 77, м. "Василеостровская".
Телефон: +7 (812) 321-54-05
Экскурсионное обслуживание: по записи 4 раза в день со среды по птницу.
Билет на экскурсию: 450Р.
Туристический маршрут на ретротрамвае: ежедневно, 3 раза в день.
Билет на ретротрамвай: 400Р.
При посещении музея можно узнать следующее:
1. Эрзацтрамваи в "дотрамвайную эпоху".
В начале XIX в. никакого массового общественного транспорта в Санкт-Петербурге не существовало: дворянская знать передвигалась на собственных экипажах или частных извозчиках, а обычный простолюдин шуровал пешком, так как ничего такого себе позволить не мог - дорого-с.
И вот, в 1830 г. наш царь-государь велел организовать первый общественный фуражный транспорт - омнибус ("для всех"), который через 30 лет эволюционировал в "конку", потом в "паровик" и уже в 1907 г. покатил первый трамвай по маршруту от Главного штаба до 8-ой линии В.О.
Санкт-Петербург стал всего лишь 27-м городом Российской империи, где был пущен трамвай, ибо очень сильное было лобби со стороны коночных компаний. Мы говорим "лобби" и понимаем "коррупцию".
2. "Ледовый" трамвай.
Несмотря на весомую силу лоббистов и любителей конной тяги ещё до запуска первого трамвая в конце XIX в. всё-таки удалось пустить ненадолго трамвай на электрической тяге - только по льду . По замёрзшей Неве проложили 3 линии:
- Сенатская площадь - В.О.;
- Дворцовая - Мытнинская набережные;
- Суворовская пл. - Выборгская сторона.
3. Цветовая дифференциация трамвайных маршрутов.
С 1910 г. в Санкт-Петербурге помимо номера применяется цветовое обозначение маршрута: сочетание двух цветов. На данный момент в мире таким же манером обозначаются трамваи в Амстердаме и Болонье.
4. Прозвища трамваев в народе.
Разные модели трамваев и даже маршруты называли по всякому и незлобно: "американка", "слон", "стиляга", "итальянка", "аквариум".
5. Сколько людей вмещалось в вагон первого трамвая СССР?
В 1920-х разрешалось официально сидеть на оконных рамах снаружи трамвая: они были оборудованы специальными приступочками. Т.о., несмотря, что сидячих мест по паспорту было 24, всего вагон мог перевезти до 100 человек.
6. "Колбаса" трамвайная: не "докторская" или "краковская".
"Колбаса" - шланг воздушной магистрали пневматического тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец шланга закреплялся, отчего , закругляясь, приобретал сходство с колбасой. Раньше существовало выражение - прокатиться на «колбасе». Дети на ней катались.
7. Как граждане согревались долгими зимними маршрутами.
Отопление в трамваях появилось лишь в 1960-х гг., а до этого советский гражданин нагревал советский кирпич, заворачивал его во что-нибудь советское и бодро топал к трамваю, где этот обёрнутый кирпич и подкладывал под себя на сиденье.
#трамваи #трамвай #санкт-петербург #путешествие по россии #интересные музеи #интересные места петербурга #интересные места россии
Читатель, приглашаю тебя посетить ещё несколько дико интересных мест: