1 подписчик

Чернобыль или Очень страшное кино.

Коллаж автора
Коллаж автора

Автор второсортного шлака сделал из трагедии обычное шоу. С клюквой и предрассудками.

Знаете, кто написал сценарий к сериалу об одной из самых страшных катастроф в мировой истории? Крэйг Мэйзин. Да, это старина Крэйг, написавший сценарии к фильмам «Очень страшное кино — 3, 4», «Мальчишник — 2, 3», «Поймай толстуху, если сможешь» и прочим. То есть к очень глубокому, правдивому кино про такую страшную трагедию, как авария на Чернобыльской АЭС. Или нет? Судя по всему, до этого он писал сценарии к второсортному шлаку. Как так вышло, что он написал сценарий к сериалу «Чернобыль»?

Мэйзин говорит, что два года изучал архивные материалы и в том числе вдохновлен книгой «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Что ж, тогда становится понятен антисоветский настрой картины, ведь Алексиевич — представитель белорусской оппозиции, а значит, все советское вызывает у нее изжогу. Но это, конечно, ее личное дело.

А поиск режиссера вообще проходил, видимо, по научной схеме «наугад». Бу Юхан Ренк, музыкант, клипмейкер и режиссер. Правда, из того, что можно отнести к кино, он срежиссировал по паре серий к сериалам «Ходячие мертвецы» и «Во все тяжкие». Да это же то что надо! Именно такой человек лучше всех передаст весь ужас аварии и весь героизм ее ликвидаторов.

Кадры на станции снимали на Игналинской АЭС в Литве. Обратите внимание, сколько исторических фильмов о России снимается в Литве.

«Чернобыль» — это экранизация «правдивой истории одной из худших техногенных катастроф», рассказ о «смелых мужчинах и женщинах, которые жертвовали собой ради спасения Европы от невообразимой аварии».

Именно так позиционирует сериал HBO.

Не можешь рассказать — упрощай

Начать говорить о несоответствии происходящего в сериале следует с того, что желание все упрощать у производителей сериалов иногда играет с ними злую шутку. Да, конечно, так легче запихать в голову неискушенному зрителю ворох второстепенной ерунды, всегда используя минимум реальных фактов. Ведь если ложь обернуть в правду, получится почти правда.

Во-первых, в сериале сделали акцент на Легасове. Он точно не один был главным действующим лицом, но драматизма это, конечно, добавило.

Конспирологические мотивы в сценах записи каких-то кассет с передачей их неким людям добавлены для повышения драматического накала. На самом деле никаких кассет в ведрах Легасов никуда не носил. Все они остались в его квартире и были адресованы другу Легасова.

Конечно, без этого сериал стал бы просто повествованием о борьбе сотен героев с последствиями катастрофы. И победе над ней. Но просто повествование неинтересно, кассовые сборы сами себя не соберут.

Ну и как не показать унылого советского человека в его естественной среде обитания. Судя по сериалу, солдаты почти все время работы по ликвидации аварии жили в палатках, хотя это ложь. Довольно быстро для них построили капитальный городок со всеми удобствами.

Водка и экономия на консультантах

Ах да, водка. Какой западный сериал или фильм про Россию или Советский Союз обойдется без водки. В сериале ее пьют ящиками. В условиях «сухого закона» это удивительной глупости выдумка. Более того, речь идет о военнослужащих Советской Армии, где пьянство во время выполнения боевого задания каралось очень жестко.

16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.

Сцена с распитием водки солдатами настолько маловероятна, что вызывает недоумение. Как обычно, желание показать типичную русскость уперлось в ограниченный кругозор и крепко засевшие в головах стереотипы.

Падение вертолета

Эпизод с падением вертолета в сериале выглядит очень драматическим. Якобы упал он, засыпая плавящийся реактор песком. На самом деле вертолет МИ-8 с экипажем из четырех человек разбился полгода спустя, в октябре.

Ульяна Хомюк

Сериал снимался по канонам современной западной культуры. Поэтому должна быть сильная женщина, которая борется за права… да за какие угодно права. Ульяна Хомюк — это какой-то художественный собирательный образ, по понятным причинам включенный в сценарий. Но нахождение ее в реалиях того времени в Советском Союзе абсолютно не имеет смысла.

Обычная проблема с консультантами

Как обычно в сериалах про историю России и СССР, авторы экономят на хороших консультантах. Хотя, может, и совсем не экономят, но консультанты, видимо, плохие. В связи с этим:

— сотрудники станции ходят в белых халатах и в них же выходят на крышу посмотреть, «как там реактор»;

— солдаты в парадной (!) форме! Я понимаю, что нашли на складах в Прибалтике, то и надели. Но, господа, уж давайте повнимательнее.

Рецензии

Очень интересно изучать рецензии на сериал, особенно полученные от западных критиков. В целом очень показательный получается результат. Если суммировать, то: героические граждане Советского Союза совершили подвиг вопреки коррумпированному, лживому и тоталитарному государству.

Пожалуй, надо привести некоторые из них. Какие-то целиком, а какие-то в виде интересных выдержек.

Это было эпично. «Чернобыль» — лучшее объяснение коммунизму.
-
Сцена с собакой и щенятами вызвала куда больше эмоций, чем весь последний сезон «Игры престолов».
-
Как ни печально, «Чернобыль», созданный и написанный Крейгом Мазином и режиссером Йоханом Ренком, прекрасно исследует, как можно использовать вранье на законном уровне — и как легко это делать в стране, где СМИ и научная верхушка жестко ограничиваются. Было время, когда подобное могло показаться совершенно чуждым американской аудитории. Теперь же это еще одна тревога, звучащая слишком близко.
-
Обойдусь без спойлеров и скажу, что в этих сценах изображается ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года в Советской Украине, где мужчины в защитной одежде пробираются через эвакуированные кварталы. Эти сцены доказывают, что травма, вызванная самой страшной в истории аварией на атомной электростанции, была нанесена не только обитателям этого района, но и всей природе. Мы не единственные жертвы нашего высокомерия, личных интересов и разгильдяйства.

При анализе этих рецензий складывается впечатление, что история Чернобыля для многих зрителей — это шоу. Такое же, как «Игра престолов». Что-то, что случилось неизвестно где и неизвестно когда, но очень грустное.

Советская катастрофа для них так же далека, как для нас катастрофа в индийском Бхопале. Что мы о ней знаем? Какой сериал мы можем про это снять?

В чем проблема?

На истории героизма людей построили нелепую историю о хороших и плохих. Как будто в реальной истории аварии недостаточно драматизма. При всей скрупулезности подхода к выбору чашек на кухне совершенно ужасное отношение ко всему, что не касается вещей.

Подписывайтесь на канал и узнавайте о сериалах больше чем в них показывают.