Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680) можно смело назвать отцом-основателем барочной скульптуры. Будучи скульптором и архитектором он оставил неизгладимый след в столице Италии – вечном городе Риме, именно поэтому он и является одним из самых известных творцов эпохи барокко в истории человечества. Он был одинаково талантлив и как скульптор, и как архитектор, спроектировав несколько весьма известных зданий в Риме, среди прочего включая дизайн интерьера базилики Святого Петра и площади Святого Петра.
Помимо площади перед самой огромной церковью в мире, большинство его архитектурных достижений связано с перепроектированием уже существующих построек. Поэтому мы и составили список самых известных скульптур итальянского мастера Джованни-Лоренцо Бернини – воплощения эпохи барокко, созданные им в XVII веке.
1 место. «Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея»
- Дата создания: 1609-1615 годы
- Высота: 44 сантиметра
«Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея» считается самой ранней известной работой Джованни-Лоренцо Бернини. Неизвестно, когда же именно он её закончил, но точно известно, что работу над ней он завершал, будучи ещё подростком. Некоторые источники утверждают, что она была закончена в 1609 году, в ту пору пареньку было всего-то 11 лет. Хотя почти наверняка он создавал скульптуры и в более нежном возрасте.
2 место. «Нептун и Тритон»
- Дата создания: 1622-1623 годы
- Высота: 182 сантиметра
«Нептун и Тритон» – ещё одна ранняя работа Бернини, которую он завершил в начале 1620-ых годов. Она была заказана кардиналом Алессандро Дамасенти-Перетти-Монтальто и первоначально служила фонтаном, украшавшим виллу кардинала на Виминальском холме в Риме. В XVIII веке скульптуру приобрёл англичанин, и в конечном итоге она оказалась в одном из лондонских музеев, а до этого ещё несколько раз переходила из рук в руки.
3 место. «Похищение Прозерпины»
- Дата создания: 1621-1622 годы
- Высота: 225 сантиметров
«Похищение Прозерпины» – ещё одна скульптура, созданная в начале 1620-ых годов. Она изображает сцену, когда древнеримская богиня Прозерпина была похищена и унесена в подземный мир богом Плутоном. Она также была создана по заказу кардинала, на этот раз Сципионе Боргезе. На своё нынешнее место она была перенесена только лишь в начале XX столетия.
4 место. «Аполлон и Дафна»
- Дата создания: 1622-1625 годы
- Высота: 243 сантиметра
«Аполлон и Дафна» – это скульптура, полностью завершённая в середине 1620-ых годов и ставшая последней в серии скульптур, сделанных по заказу кардинала Сципионе Боргезе. В своё время она была перевезена на его виллу и была одной из немногих статуй, которые продолжали пользоваться огромным уважением и после смерти Бернини. Это происходило даже в тот период, когда искусство барокко пришло в упадок, а на смену ему подоспел более сдержанный неоклассический стиль.
5 место. «Давид»
- Дата создания: 1623-1624 годы
- Высота: 170 сантиметров
«Давид» работы Джованни-Лоренцо Бернини – одно из бесчисленных изображений библейского героя Давида, который готовится сразиться против Голиафа. Другие самые известные примеры данной сцены вы сможете найти в наших списках с самыми известными работами Донателло и самыми известными творениями Микеланджело. Версия Бернини изображает Давида, только собирающегося бросить камень в Голиафа, в конечном счёте, именно этот камень Голиафа и убьёт. Из-за ощущения движения, данную статую считали вполне себе революционной для того времени.
6 место. «Балдахин Святого Петра»
- Дата создания: 1623-1634 годы
- Высота: 28,74 метров
«Балдахин Святого Петра» – одно из самых знаковых произведений искусства, созданных руками Бернини. Это огромный скульптурный бронзовый навес, расположенный над главным алтарём базилики Святого Петра в городе-государстве Ватикане. Он находится на перекрёстке прямо под куполом религиозного сооружения и является одним из самых захватывающих произведений искусства среди всех церквей нашей планеты. С высотой почти в тридцать метров это визуальная компенсация огромного масштаба интерьера самой большой церкви на планете Земля.
7 место. «Тело»
- Дата создания: 1655 год
- Размеры: натуральная величина
«Тело» – представляет собой скульптуру, изображающую распятого Иисуса Христа, Бернини завершил её в середине 1650-ых годов. Что примечательно в данном произведении искусства, так это то, что Бернини хранил его около 25 лет, а это значит, что он создавал скульптуру для своей личной коллекции. В 2007 году она была оценена в 50 миллионов американских долларов, после чего её, к удивлению многих, просто подарили Художественной Галерее канадской провинции Онтарио. Скульптура считалась давно утерянным шедевром художника, поскольку только в 2004 году окончательно выяснилось, что её создал именно Бернини, а не неизвестный французский мастер.
8 место. «Экстаз Святой Терезы»
- Дата создания: 1647-1652 годы
- Размеры: натуральная величина
«Экстаз Святой Терезы» изображает испанскую святую Терезу, жившую в XVI веке – дворянку, ставшую монахиней-кармелиткой. Скульптура расположена в часовне Корнаро церкви Санта-Мария-делла Виттория в Риме, в здании, большая часть интерьера которого также была спроектирована Джованни-Лоренцо Бернини. Эта скульптура по праву считается одним из абсолютных шедевров искусства римского барокко. Она освещается естественным светом, проникающим через очаровательный купол здания.
9 место. «Кафедра Святого Петра»
- Дата создания: 1657-1666 годы
- Высота: 15 метров
«Кафедра Святого Петра» – ещё одно монументальное произведение искусства работы Джованни-Лоренцо Бернини, находящееся всё в той же базилике Святого Петра в Ватикане. Украшения, добавленные Бернини, были созданы вокруг реликвии, представляющей собой деревянный стул, который, как полагают, использовался самим святым Петром – одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и лидером первых христиан, также бывшим и первым епископом Рима. Однако многочисленные исследования привели к выводу, что данный стул восходит в VI веку нашей эры, а значит, святой Пётр пользоваться им не мог никак, ибо умер задолго до его создания.
10 место. «Слон и Обелиск»
- Дата создания: 1666-1667 годы
- Высота: 12,69 метров
«Слон и Обелиск», также известная как «Обелиск Минервы», это статуя, расположенная на площади Минервы, которая находится рядом с Римским Пантеоном – одним из самых величественных сооружений, возведённых ещё в Древнем Риме. На ней изображён слон, несущий обелиск – памятник, который был обнаружен в 1655 году, когда велись раскопки из-за строительства церкви поблизости. Имея высоту чуть более пяти метров, это самый маленький из тринадцати древних обелисков, существующих в Риме в наше время.
11 место. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони»
- Дата создания: 1671-1674 годы
- Размеры: чуть больше натуральной величины
«Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» – это надгробный памятник, посвящённый Людовике Альбертони – римской дворянке, вступившей сразу после смерти своего мужа в Третий Орден Святого Франциска. Поддерживая бедных, она пожертвовала своей жизнью. Памятник расположен в специально спроектированной часовне одной из многочисленных римских церквей под названием Сан-Франческо-а-Рипа.
12 место. «Бюст Людовика XIV»
- Дата создания: 1665 год
- Высота: 80 сантиметров
«Бюст Людовика XIV» изображает гораздо менее скромного человека, нежели предыдущая героиня, а именно французского короля Людовика XIV, известного тем, что именно он построил в Версале образец целого дворцового комплекса. Скульптуру заказал лично король Франции, произошло это во время одного из визитов Бернини в страну. Она лишний раз подчёркивает тот факт, что репутация скульптора успешно распространилась и за пределы Италии. К этому времени он уже был одним из самых известных художников Европы, что фактически делает его одним из самых известных мастеров эпохи барокко в истории человечества!
#стопочки #интересное #интересные факты #скульптура #искусство #бернини