Здравствуйте, уважаемые автомобилисты!
На дворе 2022 год, но на наших дорогах все еще достаточно много недостатков. Многие участки дорог по-прежнему вводят автомобилистов в заблуждение, и они нарушают правила дорожного движения, сами того не зная. Такими ловушками являются остановки общественного транспорта на дорогах с одной полосой движения в одном направлении, где сама дорога очень узкая.
На таких участках дороги водитель может пропустить транспортное средство, остановившееся для посадки или высадки пассажиров, только если пересечет двойную сплошную линию. Согласно ГОСТу, эта маркировка размещается во всех местах, где есть остановка общественного транспорта.
В таких случаях, если их заметил сотрудник ГИБДД, данное правонарушение, наряду с пересечением сплошной линии, квалифицируется по части 4.5 статьи 12.15 КоАП РФ. Водитель, нарушивший это правило, будет оштрафован на 5 тысяч рублей или лишен водительских прав на срок до шести месяцев. Однако эта ситуация очень спорная, поэтому данное правонарушение можно квалифицировать как объезд препятствия во встречном направлении. Штраф за это правонарушение гораздо ниже и составляет от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.
Если вы попались на этом нарушении ПДД, вы должны сообщить сотруднику ГИБДД, что автобус был для вас препятствием и вы нарушили ПДД, потому что от полной линии до автобуса было менее трех метров.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения РФ, препятствием является недвижимый предмет, поврежденное или испорченное транспортное средство или транспортное средство, которое позволило вам остановиться в нарушение Правил дорожного движения.
Инспектор ГАИ может сказать, что поскольку расстояние не измерялось, водитель общественного транспорта не нарушил правила дорожного движения. Однако в таком случае сотрудник дорожной службы должен попросить чертеж нарушения правил дорожного движения, на котором должны быть указаны размеры полосы на проезжей части. Когда мы узнали ширину автобуса (примерно 2,5 м), измерили полосу движения и выяснили, что ее ширина составляет 5 м, автобус просто не мог остановиться без нарушения правил дорожного движения. В этом случае действия водителя будут квалифицированы по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
Важно предпринять вышеуказанные действия сразу после остановки на месте нарушения. Также необходимо попросить сотрудника ГИБДД составить протокол о выявленных недостатках уличной сети.
В своей юридической практике я неоднократно защищал автомобилистов в подобных обстоятельствах, а именно, когда протокол составлялся сотрудником ГИБДД по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в ходе судебного разбирательства он был переквалифицирован на ч. 3 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.