27.02.2022 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Документ опубликован на сайте Белого дома после недавней министерской встречи Госсекретаря США Блинкена со странами Quad и Южной части Тихого океана в Австралии. Он стал окончательной версией обнародованных в мае 2021 г. «Контуров стратегии США для Индо-Тихоокеанского региона» (U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific), демонстрируя преемственность внешнеполитической линии на азиатском направлении.
Наиболее очевидное доказательство такой преемственности – стремление сдерживать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), хоть при Обаме, хоть при Трампе, хоть при Байдене. В стратегии заявлено, что «КНР объединяет свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, преследуя цель получить сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стремясь стать самой влиятельной державой в мире … Принуждение и агрессия КНР охватывают весь земной шар, но наиболее остро они проявляются в Индо-Тихоокеанском регионе.. ». При этом авторы документа все таки делают оговорку, что «не собираются менять Китай» и придерживаются (несмотря на поддержку Тайваня) политики «одного Китая». Но это не меняет его сути.
В ответ на это глава МИД КНР Ван И в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Энтони Блинкеном заявил, что новая стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе направлена сдерживание развития Китая. "Попытка США включить использование Тайваня для контроля над Китаем в свою региональную стратегию, очевидно, является явным ошибочным сигналом по сдерживанию Китая",- заявил он. Ван И также предупредил, что призывы некоторых официальных лиц в США к ведению ожесточенной конкуренции с Китаем могут перерасти в полномасштабную конфронтацию.
Что же сказано в новой версии этого документа? Стратегия гласит, что Соединенные Штаты будут преследовать в ИТР пять целей: «продвигать свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, создавать связи внутри региона и за его пределами, обеспечивать региональное процветание, укреплять индо-тихоокеанскую безопасность, повышать стрессоустойчивость региона к транснациональным угрозам». При этом упомянуты пять региональных союзнических договоров - с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом, и существующие взаимоотношения с ведущими региональными партнерами, включая Индию, Индонезию, Малайзию, Монголию, Новую Зеландию, Сингапур, Тайвань, Вьетнам и острова Тихого океана.
Нельзя не заметить некоторой избирательности в выборе партнеров. Среди них нет, например, Пакистана, вполне себе индо-тихоокеанской страны. Или Шри-Ланки и Мьянмы. Не потому ли, что у этих стран тесные отношения с Китаем? Говорится также о желании «работать с АСЕАН, чтобы повысить ее устойчивость в качестве ведущего регионального института». Однако в списке региональных партнеров страны АСЕАН упомянуты по отдельности, и одновременно подчеркивается стремление подключить АСЕАН к военно-политическому формату Quad.
Отдельно говорится в Стратегии и о желании согласовывать подходы и реализацию инициатив в ИТР с «союзниками и партнерами за пределами региона», особенно ЕС и НАТО.
В этом документе впервые упоминаются инициативы в сфере экономики и торговли, при том, что раньше речь шла исключительно о военно-политической составляющей деятельности США в ИТР. Говорится о том, что двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и регионом в 2020 г. составила 1,75 триллиона долларов, а прямые иностранные инвестиции из США в 2020 г составили более 969 миллиардов долларов, почти удвоившись за последнее десятилетие. Как бы доказывая свою экономическую заинтересованность в региональном развитии и пытаясь «отодвинуть» Китай в документе заявлено: «Соединенные Штаты остаются инвестиционным партнером номер один в странах-членах АСЕАН, инвестируя больше, чем следующие три инвестиционных партнера Юго-Восточной Азии вместе взятые».
Понимая ожидания стран региона в контексте китайских инициатив США пафосно предлагают своим партнерам «индо-тихоокеанскую рамочную экономическую основу - многостороннее партнерство для XXI века». Однако идея этой экономической основы для ИТР предлагается лишь в самой общей форме. Возможно, действительно речь идет об американском стремлении заменить чем-то Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), из которого США вышли при Дж. Байдене. Однако пока видны лишь самые общие контуры этой очередной инициативы, и ее успех далеко не очевиден.
При этом в новой стратегии США подробно говорится о стремлении «уделять приоритетное внимание нашей единственной величайшей асимметричной силе: нашей сети союзов и партнерств в области безопасности». И это - главный смысл документа. Что, по сути, означает стремление - утвердить доминирование США в ИТР, изолировать Китай и его региональных партнеров, расколоть АСЕАН и создать некую, подчиненную Вашингтону, региональную торгово-экономическую платформу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs