Найти тему

"Мальчик в полосатой пижаме": не просто фильм о войне

Фильм о войне без войны «Мальчик в полосатой пижаме» —экранизация одноимённого романа ирландского писателя Джона Бойна. Это история о войне, но в ней нет кровопролитных сражений и криков раненых. Нет разрушенных зданий и полей, усеянных трупами. Вместо этого нам рассказывают историю мальчика Бруно, отец которого стал комендантом концентрационного лагеря. Ради работы отец перевозит детей и жену в новое место-в книге его называют «Аж- Высь» (по крайней мере, так слышит Бруно). На деле это, вероятно, Аушвиц (Освенцим). Бруно одиноко в новом месте, но вскоре он знакомится с мальчиком Шмулем. Тот живёт на странной «ферме», где все носят пижамы с номерами, а по периметру протянута колючая проволока...

Новый взгляд: ужасы нацизма глазами ребёнка В фильме страшные моменты остаются за кадром, ведь мы смотрим на историю глазами ребёнка. Бруно всего 8 лет. Он ещё не знает про геноцид и нацизм. Он думает, что его родители — любящие и порядочные люди. Да, мальчик замечает что-то неладное, но его психика блокирует сигналы. Бруно хочет видеть мир не таким, какой он есть, а каким он должен быть. На это намекает цитата английского поэта Джона Бетжемена, с которой начинается фильм:

Трагедия в этом фильме просачивается, как вода из мелких трещин. Капля за каплей в мир Бруно проникает правда. Героя мучают вопросы: почему его друга, восьмилетнего мальчика, называют врагом народа? Почему «ферме» отца людей не кормят и держат за электрической проволокой? Почему Павел, который когда-то был врачом, теперь прислуживает его семье и дрожащими руками чистит картошку на кухне? На все эти вопросы у Бруно нет разумного ответа. Да и возможен ли он?

Система, которая предлагает страшный выбор Отдельное место в фильме занимает вопрос конформизма. Нам показывают Германию 1940-х — время нацистской диктатуры, когда люди боялись идти против системы. За любое Открытое неповиновение человека могли наказать или убить. Приходилось выбирать: подчиниться или рискнуть самым дорогим. Режиссёру удалось показать эти метания через образы матери и бабушки Бруно. Обе не поддерживали политику партии. Обе страдали, когда видели жестокость. Но они не выступили против открыто. Так на примере героинь мы видим губительную сторону конформизма.

Пропаганда уничтожает каждого Помимо ужасов диктатуры, в фильме показывают силу пропаганды. Мы видим, как детей учат новой версии истории. Как люди теряют ориентиры и перестают отличать добро от зла. Вот девочка играет в куклы, а вот, спустя месяцы, она вешает на стену свастику и рассуждает об истреблении евреев. Или простой лейтенант вдруг доносит на отца, хотя знает, что этим обрекает его на смерть. С помощью таких эпизодов авторы картины говорят: пропаганда — это страшно. Но страшнее то, что от неё никто не защищён.

Главный звук-тишина Саундтрек к фильму написал кинокомпозитор Джеймс Хорнер («Титаник», «Аватар», «Балто»). И всё же, несмотря на красоту его музыки, главное в картине- это тишина. Она наступает в финале — после стращной трагедии, которая поражает, будто удар в спину. Зритель остаётся один на один со своей болью -нас не отвлекают звуки и смена картинки. Всё застыло. Всё затихло. Теперь нужно посмотреть вглубь себя и задуматься.

Так почему этот фильм нестандартный? «Мальчик в полосатой пижаме» показывает непривычное лицо войны. В фильме нет крови и сражений. Здесь злодеи — простые люди, которые так же сомневаются, любят и боятся. Но они перешли черту. Они потеряли нравственный горизонт. И всё же главное, чем удивляет фильм— это перспектива: на ужасы Холокоста мы смотрим глазами ребёнка. И от этого ещё страшнее. Ведь мы сразу замечаем, насколько опасен и абсурден мир взрослых.