Я пришел в недвижимость в 1999 году и уже тогда рекламный рынок был монополизирован.
Сейчас это дуополия. Но от этого не легче.
Итак, в 1999 году уже был только один источник покупателей на квартиру – газета «Из рук в руки».
Это был монстр, который даже больше влиял на рынок товаров и услуг, чем сегодня Авито.
Сотни пунктов приема объявлений по всей Москве. Идентификация клиента при подаче объявлений в определенных рубрики («Недвижимость» в том числе), лимит на подачу бесплатных объявлений на одно лицо – в общем все то, что сейчас с успехом внедряет Авито.
Тогда все было исключительно оффлайн.
Для риэлторов в Москве появились еще две онлайн базы квартир Winner и «Навигатор».
Первый был долгое время очень успешным проектом за счет скорости обновлений и появления новых квартир.
Да он был платны и несколько лет бы доступен исключительно для агентов, но свою работу делал.
К этому времени владельцы «Из рук в руки» не смогли разглядеть тренд на интернет, и издания благополучно сдулось.
Появилось много сервисов размещения рекламы квартир онлайн. В какой-то момент их было 159!
Я это знаю, потому что общался с создателем сервиса для автоматической рассылки в онлайн доски объявлений. И на максимальном тарифе было заявлено именно такое количество.
Но после 2014 года, когда стало понятно, то больше легких денег от инвесторов в России не будет, рынок рекламных площадок быстро сдулся до двух игроков: ЦИАН и Авито.
С тех пор утекло много времени и потрачено много денег.
Теперь ЦИАН и Авито диктуют условия продажи вашей квартиры. Теперь вы от них зависите чуть более чем полностью.
И рано или поздно начнете выполнять любые капризы этих площадок.
Сфоткаться на фоне своего паспорта – придется. Платить за очень странную статистику по рекламе квартир – извольте.
Подтверждать все данные по квартире, так чтобы Авито наверняка знала, какую именно квартиру вы продаете – «А куда деваться?»
Действительно, некуда.
*****************
Сегодняшний кризис, который будет с нами, походу надолго, может породить как смягчение влияние Авито и ЦИАН на возможности граждан продавать и покупать квартиры на вторичном рынке.
Так и появление альтернатив, которые смогут выйти из тени гигантов, предложив клиентам нужный функционал без перегрузки по документам и тратам.
В противном случае – нас ждет полностью неработающая машина на холостом ходу, за которую придется с каждым годом платить все больше и больше.
#квартира #недвижимость #продажа квартиры #продажа недвижимости #реклама #авито #циан #монополия #из рук в руки #дуополия