А.В. Карпов. "Пожарный спецназ. Том 1. Лестница в небо"
В этом году мы подошли к 45-летнему юбилею исторической даты – 25 февраля 1977 года. В истории отечественной пожарной охраны невозможно переоценить роль трагедии, развернувшейся февральской ночью в крупнейшей советской гостинице «Россия». Офицеры и солдаты-срочники Московского гарнизона пожарной охраны вписали, пожалуй, одну из самых славных и героических страниц в её послевоенной истории. Конечно, разбор пожара, оценка его последствий привели к переоценке действующих норм пожарной безопасности, к серьёзным организационным и профессиональным изменениям в деятельности пожарной охраны. Но оставляя этот интереснейший пласт истории другим, давайте поговорим о не менее значимых последствиях того пожара, подхлестнувших развитие новых видов советской пожарной техники. Пожарных автолестниц и коленчатых подъёмников этот процесс касался непосредственно. Ведь огненный ад пожара развёрзся в ледяном зимнем поднебесье – в верхних этажах северного корпуса гостиницы...
Этот корпус гостиницы «Россия» являлся одной из сторон основного периметрального объёма 12-этажных корпусов здания, ориентированного на север, в сторону улицы Степана Разина (ныне – Варварка). Высота этой части корпуса составляла 40 м. В северном блоке, имевшем размеры в плане 220х14 м размещалось 1113 жилых номеров, способных принять 1942 постояльца. На 21 час 25 февраля 1977 года в нём проживало 1870 человек, в том числе 1235 иностранцев и 635 граждан СССР.
К корпусу примыкала высотная 24-этажная часть гостиницы, размером в плане 18х38 м и высотой в 77 м. Со 2-го по 15-й этаж включительно в ней располагались 28 жилых номеров различных типов, выше находились комбинат питания и ресторан. Для эвакуации в случае пожара северный блок гостиницы имел четыре лестничные клетки, две из которых шли на всю высоту высотного корпуса, имевшего, начиная с 6-го этажа балконы со стороны концертного зала.
Согласно расписания выездов, на гостиницу «Россия» предусматривался автоматический выезд пожарных подразделений по «сигналу № 2 с дополнительными сигналами Л5 и ДЗ», согласно которым по первому сообщению дополнительно высылалась пожарная автолестница высотой подъёма 50 м и отделение ГДЗС. Здание расположено в районе выезда ВПЧ 47, в боевом расчёте которой в ту ночь находилась автоцистерна, автонасос, 52-метровая автолестница и автомобиль воздушно-пенного тушения. Караул этой пожарной части под руководством младшего лейтенанта А. Буканова выехал первым на тот пожар в 21 час 25 минут. Ещё следуя по Китайгородскому проезду начальник караула ВПЧ 47 подтвердил пожар № 2, а по прибытию к месту вызова в 21 час 31 минуту присвоил пожару высший номер - пятый.
После той ночи осталось много загадок и невыясненных до конца вопросов, главными из которых остаются два - причина возникновения пожара и необъяснимая скорость его распространения. Не берусь судить об оставленном без присмотра паяльнике в помещении радиоузла или об возгорании шкафа со слаботочными проводами, как об официально объявленных причинах пожара. Но очень сложно объяснить события, произошедшие за последующие полчаса после обнаружения работниками гостиницы первых признаков пожара. Судите сами: к моменту прибытия первого пожарного караула ВПЧ 47 происходило интенсивное горение в лифтовых холлах, коридорах и в отдельных номерах на 4, 5, 6, 7, 11, 12 этажах северного корпуса гостиницы и в 13 и 14 этажах высотки. Младший лейтенант Буканов впоследствии так и не сможет дать логическое объяснение увиденному буйству пламени на фасаде огромного корпуса, назвав в беседе с журналистом М. Хорохординым происходящее тогда «бермудским треугольником». Да и не было у него времени ужасаться или удивляться – он включился в КИП и ушёл в разведку.
О различных аспектах событий той ночи снято, написано и сказано много. Но сейчас мы будем говорить про пожарные автолестницы. Первая прибывшая АЛ-52 ВПЧ 47, встав справа от главного входа в северный корпус, получила команду спасать людей с 11 и 12 этажей.
Спустя каких-то 10 минут после прибытия первых пожарных подразделений, следующий РТП - прибывший на пожар дежурный по первому отряду ВПО старший лейтенант Бессалов запросил дополнительно все имеющиеся в Московском гарнизоне пожарной охраны автолестницы и автомобили ГДЗС. Несмотря на успешное тушение пожара на 5 и 6 этажах, обстановка осложнялась: огонь уходил на верхние этажи северного корпуса и в башню высотки. Прибывшие на пожар 52-метровые автолестницы ВПЧ 33 и 25 , совместно с АЛ-30 ВПЧ 2 и 53, работали по спасению людей с фасадной части корпуса, со двора работали автолестницы ВПЧ 1 и 30 .
К прибытию на место пожара начальника УПО УВД Мосгорисполкома генерал-майора внутренней службы И.Л. Антонова на пожаре работали 8 автолестниц. Антонов довёл общее количество задействованных автолестниц до 26 единиц, из них 13 автолестниц по адресу Москворецкая набережная, дом 11 выслало УПО Московской области (непосредственно в тушении пожара были задействованы всего две из них: одна из СВПЧ-3, другая – знакомая нам DL 37 из балашихинской СВПЧ-29).
Всего на пожаре было создано 14 боевых участков, подано 97 водяных стволов различной производительности: 42 - от внутренних пожарных кранов и 55 - от пожарных автомобилей (из них 3 лафетных). Спустя почти 5 часов после прибытия первых подразделений пожар был ликвидирован. Погибло 42 человека, 52 получили травмы и были госпитализированы (из них 13 пожарных). Огонь уничтожил 80 гостиничных номеров, коридоры и холлы на пяти этажах. Холодной зимней ночью было спасено и эвакуировано около 1000 человек, из них по лестницам разных типов – 188 (116 по автолестницам). Больше всего людей по пожарным автолестницам было спасено с 7-го этажа северного корпуса – 33 человека. Отличилась 50-метровая автолестница ВПЧ 47, по которой спаслось больше других – 20 человек. Показательно, что по самой высокой автолестнице гарнизона - 62-метровому «Метцу» из ВПЧ 69 спаслось всего трое. Для сравнения, 50-метровые автолестницы ВПЧ 25, 33 и 47 спасли немногим меньше половины пострадавших – 45 человек (соответственно 11, 14 и 20). Причин такой эффективности несколько: прежде всего - высокое профессиональное мастерство и практические навыки водителей этих уникальных автомобилей. Другим важным фактором успешного применения такой сложной техники стали её мобильность и манёвренность - в ходе тушения пожара автолестницы часто меняли свои позиции в зависимости от складывающейся обстановки. Что, оказалось не под силу 62-метровому гиганту для которого, по воспоминаниям ветеранов, под горящими окнами северного блока слишком долго искали требуемое идеально ровное место для установки. Его эффективное использование затрудняли также возникшие технические неполадки в работе.
А в целом, с учётом трёх спасённых при помощи «Метц» DL 60+2 и нескольких человек, спустившихся по DL 37 из СВПЧ-29, иностранными пожарными автолестницами в ту ночь была спасена примерно половина от общего числа пострадавших. Но вопрос тут стоит вовсе не так - кто спас больше? Вопрос стоит иначе – сколько было бы погибших, каких других бед натворил бы этот пожар, если бы в боевом расчёте не было «длинномеров-иностранцев», дотянувшихся до этажей выше 9-го? И скольких бы ещё постояльцев удалось спасти, если бы вместо наших Л21 на этот уникальный пожар прибыла бы ещё парочка немецких АЛ-50? Ответа нет, ведь история не терпит сослагательного наклонения.
В тушении пожара принимало участие 1400 человек пожарных, в том числе 186 офицеров, 574 газодымозащитника. Как водится, многие награды нашли своих героев, кто-то остался обделён. Но, отдавая должное подвигу, который совершили той ночью и офицеры пожарной охраны и мальчишки-солдаты срочной службы (рядовые пожарные), нельзя не сказать и о серьёзных проблемах, которые этот пожар высветил.
Оставим в стороне эмоции и пафос и просто порассуждаем, вдумаемся в сухие строки документов о той трагедии. Как уже отмечалось выше, всего по лестницам было спасено 188 человек, по автолестницам - 116. Остаётся 72 человека, которым пришлось сделать для своего спасения фактически невозможное – спуститься вниз по ручным пожарным лестницам холодной февральской ночью. Вот как это выглядело: « ...Для спасения людей использовались и ручные пожарные лестницы. Наиболее активно и рационально применялись штурмовые лестницы с крыши концертного зала, находящегося на уровне 7-го этажа гостиницы. Для подъёма пожарных на крышу концертного зала была установлена пожарная автолестница ВПЧ 16, и по ней на крышу личным составом были поданы 17 штурмовых лестниц, которые были подвешены на ограждения балконов высотной части здания и из них сооружены две непрерывающиеся лестницы – одна до 17 этажа, другая до 14 этажа. По этим лестницам с 10-го по 17-й этажи было спасено 43 человека». Читая эти строки невозможно себе представить какой ужас пережили обычные люди, шаг за шагом спускаясь по узким ступеням штурмовки в черную холодную бездну двора гостиницы. Не лучше была ситуация и на фасаде северного корпуса, где « ...спасание людей с 7, 8, 10 и 11 этажей производилось комбинированным способом с применением трехколенных и штурмовых лестниц». Помню, как курсантом-первокурсником пожарно-технического училища, поднимаясь впервые по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни, даже со страховкой и над мягкими опилками подушки безопасности, испытывал некоторое волнение. А тут... 72 гражданских человека, висящих над ночной морозной бездной на штурмовках! Это ужасно.
Только по наружным балконам высотного корпуса, по шаткой цепочке из штурмовых лестниц пожарным удалось подняться на 19-й этаж и оттуда попасть в помещение ресторана, отрезанное огнём и дымом от путей эвакуации. Используя козырёк над главным входом в здание северного блока гостиницы, бойцы ВПЧ 2, 3 и 28 сумели подняться по штурмовым лестницам на горящие 9 и 11 этажи. Там же, на фасаде северного корпуса, минуя автолестницы, комбинированным способом было спасено 32 человека. Ещё 9 были спасены проверенным дедовским способом – при помощи спасательных веревок, причём несколько человек спускались по поданной им пожарными веревке самостоятельно.
В историю вошел подвиг пожарного Анатолия Журавлева, штурмовая лестница в руках которого не дотягивалась до спасительных колен автолестницы. Закрепившись карабином, он стал «живым мостом» обеспечивая спасение людей.
Как это не кощунственно звучит, но той ночью могло быть и хуже. Из-за недостаточной технической оснащенности пожарных подразделений жертв могло быть гораздо больше. А может они и были – статистика по пострадавшим ответа на этот вопрос не даёт.
Вспомним первую книги "Пожарный спецназ. Том 1. Лестница в небо". И там и здесь выручал лихой героизм огнеборцев. Но там на то хоть были веские причины – пожарная охрана ещё не оправилась от войны, нуждалась в самом необходимом. Пожар в гостинице «Россия» показал, как мало изменились средства спасения за прошедшие три десятилетия, как по-прежнему был велик риск для огнеборца.
В выводах комиссии, проводившей исследования пожара и составившей его описание, эта тема, конечно же прозвучала. Предлагалось войти с ходатайством через Исполком Моссовета в МВД СССР о приобретении для пожарной охраны Москвы автолестниц высотой более 50 метров и коленчатых подъёмников. Что, соответственно, и было сделано.