13,8K подписчиков

Большие деньги для будущих больших писателей

108 прочитали

Что такое литературные конкурсы и зачем в них участвовать.

Рисунок художника Оли Рац для моих писательских нужд. Права принадлежат мне.
Рисунок художника Оли Рац для моих писательских нужд. Права принадлежат мне.

Не скажу, что знаю про литературные конкурсы всё, но изучала эту тему я под большой лупой с розовым оттенком. После изучения лупа превратилась в театральный бинокль, когда смотришь в него с обратной стороны. Ну, вы знаете, о чём я.

Поэтому сначала расскажу о своём опыте, а потом о выводах.

В литературных конкурсах я участвовала раз пять. Пока только в детских. Выбирала только те, где принимают рукописи и платят нормальные, а не смешные деньги (или где победа в конкурсе = публикации книги). Три книги из трёх вошли в длинный список, что досадно, но неплохо - заставляет лучше работать над текстом:)

В первый раз меня по ошибке пригласили на тусовку для писателей, вошедших в короткий список - ну, я и пошла: как журналист и новичок. Там, на этом маленьком сборище, сидя на "камчатке", слушая [скучные] речи участников ("спасибо, что взяли") и жюри ("наковыряли пару перлов, уфф"), я и сделала основные выводы про конкурсы в целом (речь только о тех, которые принимают рукописи).

Вывод 1. У каждого конкурса есть своя неявная задача. Например, конкурс "Новая детская книга" - это чисто отбор сырья для будущих бестселлеров. Из кого-то удастся вырастить плодовитую коровку для издательства, но из большинства - нет. Конкурс Крапивина ищет романтиков, конкурс "Книгуру" - подростковую драму, маленькое издательство "Настя и Никита" - то, что можно издавать.

Вывод 2: Собираясь участвовать в конкурсе, надо очень внимательно читать Положение, в том числе, между строк. Если сказано "ищем писателей фэнтези", не нужно попрошайничать: "а можно я пришлю свою детскую сказочку". Поток таких вопросов огромен и похож на мутный вал, который утомляет жюри задолго до начала работы.

Вывод 3. Оформительство имеет значение. Если сказано - объём текста такой-то, кегль такой-то, не нужно это нарушать. Судя по публикациям, которые потом попадают в сеть, надо проверить и ошибки раза три. Опечатки, лишние пробелы и длинные тире тоже входят в список правильного оформления текстов.

Вывод 4: Не надейтесь победить. Но об этом подробнее.

Многие боятся и не хотят участвовать в литературных конкурсах. Дело это волнительное и субъективное. Каждый член жюри - человек со своими вкусами, да и читают редакторы не так, как люди: смотрят на структуру и стройность текста не меньше, чем на яркий сюжет. Вероятность, что тебя забракуют - огромна.

Но лично для себя - в самом начале моего [еще не законченного] переворота из журналистов в писатели - я вывела одно полезное свойство конкурсов: у них есть дедлайн. Точная дата, когда нужно сдать эти 2-5-10 авторских листов в вылизанном виде. Для меня дата сдачи - огромное благо. Как человек, испорченный ежедневной газетой, я очень нуждаюсь в этом топорике над головой.

А минус конкурсов - тоже субъективно - в том, что ты обязан подстраивать свою идею под определённые требования. Когда я поняла, что моя книжка пострадала от того, что я раздула её в полтора раза и сместила акценты, я решила больше в конкурсах не участвовать. Хотя регулярно просматриваю даты проведения, чтобы себя подстегнуть.

Да, еще вот что важно. В некоторых конкурсах, где голосование на финальном этапе ведется через соцсети (в том числе), выигрывают те, у кого больше лояльных подписчиков. В других - те, кто собрал больше прессы. И во всех - те, кому благоволит жюри. Нет-нет, если среди рукописей попадется новорожденный Дюма или Толстой, его радостно поднимут в короткий список. Но среди прочих равных выиграют проверенные авторы (рукопись могут присылать не только начинающие, но и известные писатели).

А в профессиональную лигу с большими премиями на кону ("Нос" - 700000 тысяч, "Национальный бестселлер" - 1 млн. рублей, "Ясная Поляна" - 2 млн. руб., "Большая книга" - 3 млн. рублей) с рукописями попасть не удастся. Разве что в "Рукопись года", девиз которой "Не продаётся вдохновенье":) Для участия в остальных надо что-то выпустить (хоть как-то) и найти номинатора, который выдвинет книгу на конкурс.

В детских конкурсах рукописей награды скромней: "Новая детская книга" - публикация по контракту, "Крапивинка" - разное количество денег и публикация, "Книгуру" - 500, 300 и 200 тысяч рублей.

Так что, мой совет начинающим - стоит попробовать, чтобы просто разобраться с собой, как автором. Найти свои сильные и слабые стороны. Понять, в какую сторону двигаться.

Можно еще влиться в писательскую тусовку (бесконечные обсуждения на форумах и в чатах), но мне это кажется напрасной тратой времени. Хотя вот на "Книгуру" я заметила довольно плотную команду постоянных авторов, которые знакомы между собой, общаются, и, вероятно, помогают друг другу.

Важно: не участвовать в премиях и конкурсах с платным участием. Это всё разводилово.

И, может быть, вам пригодится ссылочка на график литературных конкурсов в этом году. Удачи! Встретимся на Букере:))