Что такое литературные конкурсы и зачем в них участвовать.
Не скажу, что знаю про литературные конкурсы всё, но изучала эту тему я под большой лупой с розовым оттенком. После изучения лупа превратилась в театральный бинокль, когда смотришь в него с обратной стороны. Ну, вы знаете, о чём я.
Поэтому сначала расскажу о своём опыте, а потом о выводах.
В литературных конкурсах я участвовала раз пять. Пока только в детских. Выбирала только те, где принимают рукописи и платят нормальные, а не смешные деньги (или где победа в конкурсе = публикации книги). Три книги из трёх вошли в длинный список, что досадно, но неплохо - заставляет лучше работать над текстом:)
В первый раз меня по ошибке пригласили на тусовку для писателей, вошедших в короткий список - ну, я и пошла: как журналист и новичок. Там, на этом маленьком сборище, сидя на "камчатке", слушая [скучные] речи участников ("спасибо, что взяли") и жюри ("наковыряли пару перлов, уфф"), я и сделала основные выводы про конкурсы в целом (речь только о тех, которые принимают рукописи).
Вывод 1. У каждого конкурса есть своя неявная задача. Например, конкурс "Новая детская книга" - это чисто отбор сырья для будущих бестселлеров. Из кого-то удастся вырастить плодовитую коровку для издательства, но из большинства - нет. Конкурс Крапивина ищет романтиков, конкурс "Книгуру" - подростковую драму, маленькое издательство "Настя и Никита" - то, что можно издавать.
Вывод 2: Собираясь участвовать в конкурсе, надо очень внимательно читать Положение, в том числе, между строк. Если сказано "ищем писателей фэнтези", не нужно попрошайничать: "а можно я пришлю свою детскую сказочку". Поток таких вопросов огромен и похож на мутный вал, который утомляет жюри задолго до начала работы.
Вывод 3. Оформительство имеет значение. Если сказано - объём текста такой-то, кегль такой-то, не нужно это нарушать. Судя по публикациям, которые потом попадают в сеть, надо проверить и ошибки раза три. Опечатки, лишние пробелы и длинные тире тоже входят в список правильного оформления текстов.
Вывод 4: Не надейтесь победить. Но об этом подробнее.
Многие боятся и не хотят участвовать в литературных конкурсах. Дело это волнительное и субъективное. Каждый член жюри - человек со своими вкусами, да и читают редакторы не так, как люди: смотрят на структуру и стройность текста не меньше, чем на яркий сюжет. Вероятность, что тебя забракуют - огромна.
Но лично для себя - в самом начале моего [еще не законченного] переворота из журналистов в писатели - я вывела одно полезное свойство конкурсов: у них есть дедлайн. Точная дата, когда нужно сдать эти 2-5-10 авторских листов в вылизанном виде. Для меня дата сдачи - огромное благо. Как человек, испорченный ежедневной газетой, я очень нуждаюсь в этом топорике над головой.
А минус конкурсов - тоже субъективно - в том, что ты обязан подстраивать свою идею под определённые требования. Когда я поняла, что моя книжка пострадала от того, что я раздула её в полтора раза и сместила акценты, я решила больше в конкурсах не участвовать. Хотя регулярно просматриваю даты проведения, чтобы себя подстегнуть.
Да, еще вот что важно. В некоторых конкурсах, где голосование на финальном этапе ведется через соцсети (в том числе), выигрывают те, у кого больше лояльных подписчиков. В других - те, кто собрал больше прессы. И во всех - те, кому благоволит жюри. Нет-нет, если среди рукописей попадется новорожденный Дюма или Толстой, его радостно поднимут в короткий список. Но среди прочих равных выиграют проверенные авторы (рукопись могут присылать не только начинающие, но и известные писатели).
А в профессиональную лигу с большими премиями на кону ("Нос" - 700000 тысяч, "Национальный бестселлер" - 1 млн. рублей, "Ясная Поляна" - 2 млн. руб., "Большая книга" - 3 млн. рублей) с рукописями попасть не удастся. Разве что в "Рукопись года", девиз которой "Не продаётся вдохновенье":) Для участия в остальных надо что-то выпустить (хоть как-то) и найти номинатора, который выдвинет книгу на конкурс.
В детских конкурсах рукописей награды скромней: "Новая детская книга" - публикация по контракту, "Крапивинка" - разное количество денег и публикация, "Книгуру" - 500, 300 и 200 тысяч рублей.
Так что, мой совет начинающим - стоит попробовать, чтобы просто разобраться с собой, как автором. Найти свои сильные и слабые стороны. Понять, в какую сторону двигаться.
Можно еще влиться в писательскую тусовку (бесконечные обсуждения на форумах и в чатах), но мне это кажется напрасной тратой времени. Хотя вот на "Книгуру" я заметила довольно плотную команду постоянных авторов, которые знакомы между собой, общаются, и, вероятно, помогают друг другу.
Важно: не участвовать в премиях и конкурсах с платным участием. Это всё разводилово.
И, может быть, вам пригодится ссылочка на график литературных конкурсов в этом году. Удачи! Встретимся на Букере:))