Что делать с эклектичностью, многопрофильностью и мультижанровостью легендарного Мишеля Леграна

У многих при упоминании имени Мишеля Леграна в памяти первым делом всплывает музыка к знаменитой картине "Шербурские зонтики", затем многократно описанное в нашей прессе взаимодействие или...

У многих при упоминании имени Мишеля Леграна в памяти первым делом всплывает музыка к знаменитой картине "Шербурские зонтики", затем многократно описанное в нашей прессе взаимодействие или покровительство певице Тамаре Гвердцители, и только уже потом его участие в мировой джазовой истории. На самом деле участие было, да и остается столь плотным, что его хватило бы на не одну джазовую судьбу.

Мишель Жан Легран (Michel Legrand) родился в Париже ровно 90 лет назад, 24 февраля 1932 года. Мать Айкануш Марсель, игравшая на фортепиано, происходила из родовитых армян, бежавших во Францию из-за геноцида в 1917 году. В семье было пианино, которое сразу же стало главным другом маленького Мишеля – он старался подобрать мелодию и аккорды только что услышанной по радио песни. На этом же фортепиано занималась старшая сестра Кристиан – в будущем знаменитая сопрано в легендарных группах Les Double Six и The Swingle Singers. Благодаря этому в наших джазовых кругах она получила известность раньше своего брата, а еще ее голос можно было слышать в фильмах «Июльский дождь» Марлена Хуциева (1967) и «Искатели приключений» Роберто Энрико (1967). Ну а музыкальное развитие Мишеля шло очень быстро, и в возрасте 11 лет он уже стал студентом Парижской консерватории. Тогда же он начал слушать джаз – сначала старомодный, а в 1947 году друг предложил Мишелю сходить на концерт неизвестного в их кругах трубача Диззи Гиллеспи. С этого впечатления началась джазовая жизнь Леграна. Некоторый опыт он приобрел в студенческих трио, а окончив консерваторию как пианист и композитор, начал зарабатывать на жизнь, аккомпанируя певцам. Один из них, Морис Шевалье привез музыканта в Нью-Йорк в 1956 году. Его первый альбом ''Я люблю Париж'', содержащий аранжировки французских мелодий, стал хитом в Новом Свете. Ему удалось наладить контакты с Голливудом, что для европейского композитора всегда было проблемой. Но еще большей проблемой было признание в джазовом мире. Впрочем еще до этого Легран возглавил молодежный оркестр, добавив в традиционный биг-бэнд группу валторн и вокальный октет и сделав свои аранжировки ряда эвергринов. Этот оркестр в 1957 году выступал в Москве и Ленинграде в рамках Восьмого Всемирного фестиваля молодежи и студентов. А на следующий год целое созвездие американских джазовых звезд попадает под обаяние молодого французского пианиста и аранжировщика. В результате в 1958 году на основе трех групп именитых джазменов был записан оркестровый альбом Legrand Jazz с участием Майлса Дейвиса, Джона Колтрейна, Билла Эванса, Фила Вудса, Хэрби Манна, Бена Вебстера, Арта Фармера и других музыкантов.

Уже через год он записал альбом Paris Jazz Piano в варианте трио с басистом Ги Педерсеном (Guy Pedersen ) и ударником Гю Валли (Gus Wallez). Через десять лет свет увидела "живая" сессия At Shelly's Manne-Hole, записанная пианистом вместе с басистом Рэем Брауном и барабанщиком Шелли Манном. Интересно, что четыре пьесы этого альбома были результатом свободной импровизации музыкантов, а в одном из стандартов ("My Funny Valentine") слушатели познакомились со скэт-вокалом Леграна. Манера игры пианиста была по французски элегантна и порой достаточно эклектична. В ней нетрудно увидеть влияние стандартного набора корифеев фортепианного джаза Арта Тейтума, Эрролла Гарнера, Оскара Питерсона и Билла Эванса. Со стороны оркестровой работы можно ощутить за спиной у Леграна тени Дюка Эллингтона и Стэна Кентона. Отсюда идет и тяготение к третьему течению, которое проявилось в работе оркестра и хора Мишеля Леграна с саксофонистом Стэном Гетцом в проекте Communications '72. Кстати, эта пластинка была издана фирмой "Мелодия" и дошла до наших слушателей. В том же году оркестр Мишеля Леграна вместе с Сарой Воэн создает альбом эвергринов, уже принадлежащих перу самого Леграна. Большинство из них появились в многочисленных фильмах, в титрах которых Легран значится в качестве композитора, другие были написаны как песни. К числу самых знаменитых относятся Once Upon A Summertime, What Are You Doing the Rest of Your Life?, Watch What Happens, The Summer Knows, You Must Believe in Spring. Инструментальные версии этих же мелодий можно слышать на пластинке Legrand "Live" Jazz, записанной в блестящей компании Рэнди Брекера, Фила Вудса, Рона Картера в середине 70-х. Продолжением стал пластинка 1978 года с более концептуальной, сюитной программой и с участием Фила Фудса, Арта Фармера, Джерри Маллигана и названием, шутливо перекликающимся с фамилией нашего героя Le Jazz Grand. Сильный состав зафиксирован и на диске 1982 года After the Rain. На следующий год Легран опять обыгрывает свою фамилию в интереснейшем телепроекте Le Grand Piano, в котором одновременно играли восемь пианистов, представляющих разную стилистику (в нем участвовал и Рей Чарльз). 90-е годы прошлого столетия были отмечены совместными работами Мишеля Леграна со скрипачом Стефаном Граппелли, трубачом Артуро Сандовалем (Michel Plays Legrand), собственного французского трио Леграна (The Warm Shade of Memory). И конечно нельзя не вспомнить стильный саундтрек для австралийского фильма "Динго", созданного специально под Майлса Дейвиса.

И все-таки основное занятие Леграна киномузыка, мюзиклы, композиция. Можно только поражаться работоспособности человека, написавшего музыку более чем к 200 фильмам, получившего три «Оскара» и пять премий «Грэмми, работавшего с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Барброй Стрейзанд, Лайзой Миннелли. У нас известны далеко не все его фильмы, но конечно мы знаем его классический фильм 1964 года "Шербурские зонтики", с Катрин Денёв в главной роли, которую озвучивала сестра Леграна и который стал его первой номинацией на Оскара. Он получил свою первую награду академии за песню "The Windmills of Your Mind" из фильма 1968 года "Афера Томаса Крауна." Еще один Оскар был обеспечен Леграном картине "Лето 42-го" (Summer of '42) и, наконец, в 1984 году, он выиграл приз за лучшую песню в мелодраме Барбры Стрейзанд "Йентл". К собственному 80-летию Легран успел выпустить свой первый рождественский альбом Noël! Noël!! Noël!!!, а в 2019 году музыкант покинул этот мир.

Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо