Многих ли своих предков мы знаем? Ну, дедов, прадедов, кто-то, вероятно, что-то слышал о прапрадедах… Александр Петрович Лапин может не просто назвать представителей своего рода по мужской и женской линиям до седьмого колена, не только детально вник в суть событий и процессов, участниками которых они были, но и готов проиллюстрировать все это документами, от соприкосновения с которыми мурашки по спине бегут.
Вот, например, «Ревизская сказка» 1816 года, где синим по желтому (чернила прекрасно сохранились на отмеченной временем бумаге) значится запись об одном из первых обладателей фамилии Лапин (до 1780-х годов крестьяне писались еще без фамилий): в 15-м доме в деревне Войборово Трубчевского уезда Орловской губернии проживает Федот Гаврилов Лапин, по национальности великоросс. На момент переписи ему 53 года, указано, кто жена, сколько детей… А в семейном архиве Александра Петровича есть копии и гораздо более древних документов.
Тут стоит объяснить, что Александр Петрович Лапин не историк, не работник какого-нибудь архива или музея – он вполне современный человек, 42-летний предприниматель из Екатеринбурга. И в школе-то, по его словам, никогда выше тройки по истории не получал. Но три года назад, в День Победы, в интернете нашел данные на Поликарпа Лапина, папиного отца – запись о том, что он погиб в 1942 году под Сталинградом. Потом ради интереса набрал в поисковике Тихона Лапина – прадеда, и «всемирная паутина» тут же выдала информацию, что его расстреляли в 1938 году в Омске за контрреволюционную деятельность. Удивился, потому что никто в семье этого не рассказывал. Потом наткнулся на статью из нашей газеты «Знамя», написанную Г. Гензелем к 100-летию Кромов, где тоже «выскочила» фамилия Лапиных.
С этого и зародился интерес Александра Петровича к судьбам своих предков, истории рода в контексте истории страны. И материала, «нарытого» из интернета, из архивов, в которых побывал сам или получил ответы на письменные запросы, из прочитанных документов и исторических трудов, хватило бы сегодня на собственную солидную книгу. Он охотно поделился им с музеем Украинской школы и редакции нашей газеты, ведь значительный период жизни семьи Лапиных связан с деревней Орловка, что появилась 120 лет назад, а потом исчезла с карты Исилькульского района. Конечно, далеко не все из трехчасовой интереснейшей беседы, уникальных фотографий и документов может поместиться на страницах газеты, но хотя бы что-то…
С Орловщины – в Орловку
До ХIХ века наши предки, не облеченные дворянскими титулами, крайне редко меняли насиженное место жительства. Вот и «собственные» или «государственные» (то есть, свободные, в отличие от крепостных) крестьяне Лапины из поколения в поколение жили в Орловской губернии, в деревне Войборово, специализировавшейся преимущественно на изготовлении телег.
На карте примерно 1850 года выпуска Александр Петрович показывает: вот как располагались в Войборово улицы, вот Семечково, где стояла церковь. А вот эти многочисленные широкие полосы – это все овраги. Пахотных земель совсем немного. Неудивительно, что в архивах есть документы о многолетних спорах с соседней деревней Мосточной о том, где должна проходить межа. И как только государство предложило возможность освоения новых далеких земель, среди орловских крестьян нашлось немало желающих попытать счастья. В 1895-6 годах на переселение на новые земли решается, как минимум, полдеревни Войборово, в том числе 16 Лапиных разного возраста.
В Челябинском переселенческом пункте весной 1896 года – настоящее столпотворение, более 30 тысяч народа. Все переселенцы имели документы на льготный проезд, отрывные листы, по которым получали горячее питание, ночлег, деньги на переселение, направление, куда им дальше следует отправиться, и дожидались нужного эшелона. В церковной книге немало записей о смертях: из-за скученности, болезней, скудного питания многие не выдерживали долгого пути. Но здесь же немало записей о рождении ребятишек. Или вот такая: мальчик лет 17-18 из Саратовской губернии и девочка из какого-нибудь Нижнего Новгорода поженились. Где они могли раньше видеться? Нигде, только эти 10-12 дней в переселенческом пункте. И таких записей по 15-25 в месяц!
В мае 1896 года в Челябинском переселенческом пункте находились и будущие основатели сибирской деревни Орловка. Из Челябинска по железной дороге доехали до переселенческого пункта в Петропавловске. А 4-го июня, скорее всего, на подводах, прибыли на отведенный на 360 душ участок № 6 у озера Мамык (по другим документам – Мамут) Полуденской волости (вскоре переименованной в Успенскую) Петропавловского уезда Акмолинской области, преодолев за сутки, более 120 километров– такое желание гнало их на новое место жительства.
Страна к ним – мачехой, они ей – труд и жизнь
Первое, чем занялись переселенцы – устройством землянок: где-то на метр вырывается земля, ставятся колья-подпорки, и сверху укладывается дерн. Судя по имеющимся письменным свидетельствам, жить в них пришлось лет 15, дома никто не строил – лес государственный, лишней ветки не срубишь. По решению землеустроительной комиссии на участке были вырыты 9 колодцев (в дальнейшем, с увеличением населения и скота, нехватка пресной воды в Орловке стала темой для корреспонденции в газете «Восточное обозрение» за 3 апреля 1901 года и разбирательства на областном уровне. Селение Орловка к тому времени насчитывало уже 90 дворов и относилось к Украинской волости Омского уезда Акмолинской области).
На приобретение скота, «обсеменение полей и домообзаводство» переселенцам несколько раз выплачивались пособия и ссуды, о чем свидетельствует ряд красноречивых справок, рапортов о бедственном положении прибывших, письменных прошений, расчетов. Но эта помощь позволяла лишь кое-как сводить концы с концами.
Первый «коренной сибиряк» в семье Лапиных – Симеона и Акилины – родился уже 13 июля 1896 года. Информацию о рождениях, браках, смертях своих предков Александр Петрович по крупицам разыскивал в церковных книгах. Исилькульская и Украинская церкви начали действовать с 1900-го года. Но до этого примерно раз в полгода сюда приезжал из деревни Любино, из Софийской церкви, священник и записывал все произошедшие с последнего визита события. Ходили люди и в другие окрестные церкви – записи о своих родных он находил, например, в Николаевской станице.
Те же метрические книги рассказали Александру Петровичу, что выживаемость ребятишек в Орловке была хорошей, значит, сумели переселенцы быстро «зацепиться» за сибирскую землю, обеспечить себя пропитанием, приноровиться к зимним морозам и короткому лету.
Вторая большая волна переселения пришлась на 1906-9 годы. Вместе с ней в Орловке появились несколько семей Науменко, выходцев из Днепропетровского уезда. Впоследствии Анна Евстафьевна Науменко вышла замуж за Поликарпа Тихоновича Лапина, у них родились трое детей, в том числе Петр Карпович – отец Александра Петровича. Для новых переселенцев в поездах уже были отведены отдельные вагоны для скота, так что обзаводиться хозяйством им пришлось не с пустого места. Но вот свободных земель, пригодных для распашки и сенокосов, уже не хватало, наделы стали меньше, пришлось потеснить и первопоселенцев. На уникальной карте «Киргизского землепользования» за 1901 год, найденной в Интернете, на территории Акмолинской области еще множество «белых пятен» – незаселенных территорий. А на карте 1912 года, полученной из Омского картографического архива, здесь уже сплошь населенные пункты, настоящий муравейник.
У Александра Петровича есть документы о проводившихся в Украинке и Исилькуле осенних ярмарках начала ХХ века, о том, что и откуда туда привозили. В одном любопытном архивном деле за 1903-й год описана такая ситуация: вся Орловка просит изгнать из селения одну семью, так как ее представители неоднократно замечались в воровстве. Но в основном до революции жизнь в деревне текла размеренно, люди обрабатывали землю, обзаводились скотом, сельскохозяйственной техникой.
Интересный пласт истории связан с призывом в армию. Всем новопоселенцам давали отсрочку на три года. Но и после забирали на ратную службу не всех парней, достигших 21 года, а лишь определенный процент от общего количества мужских душ в селении. Создавалась комиссия, приезжал фельдшер, всех выстраивали и тянули жребий. Кто вытягивал жребий, шел на медкомиссию. Убогих, больных было много, не прошедшим медкомиссию выдавали так называемый белый билет, и больше в жеребьевке они не участвовали. Годным выписывался документ, что к такому-то числу они должны прибыть на 3 года срочной службы. Там они обучались грамоте, а их семьи получали деньги.
С началом русско-японской войны на фронт первыми ушли все казаки из окрестных станиц. А для крестьян и тут приходит «Высочайшее разрешение» на отсрочку призыва ратников ополчения 1-го разряда до 1 июня 1904 года «для выполнения важнейшихъ полевыхъ работъ по посеву хлебовъ». В интернете есть списки тех, кто был призван, сколько из них погибло…
На русско-японскую войну был призван и пропал бесследно Игнат Филиппович Лапин – брат прадеда. В Орловку он был привезен в шестимесячном возрасте, здесь вырос, женился в 18 лет на 16-летней Анастасии Рекичинской, 21 ноября 1904 года у них родилась дочь. Больше о нем ничего не известно.
Сам прадед, Тихон Филиппович Лапин, 1872 года рождения, как выяснилось, был очень интересной личностью. У них с женой Александрой Павловной (в девичестве Пахоменко) рождены дети – Михаил, Анастасия, Поликарп, Агафий, о чем в церковных метрических книгах были соответствующие записи. Но в книге Украинской церкви за 1910 год Александр Петрович наткнулся на крайне редкую запись о том, что его прадед в 1910 году сознательно перешел из христианства в баптизм. И позже, в 1914 году, то же сделала его родная сестра Екатерина Филипповна, вышедшая замуж за Сухова из деревни Ночка. С тех пор ни о них, ни о рождавшихся у них детях записей в церковных книгах нет. Но ведь, наверняка, записи о рождениях, браках и смертях в среде баптистов тоже велись и где-то хранятся, и Александр Петрович очень надеется на помощь в их поисках.
В 1920 году уже в Украинском сельсовете обнаружилась актовая запись о смерти от родов в поселке Орловка 41-летней Александры Лапиной. Это произошло 24 февраля, а уже в июле Тихон Филиппович женился на вдове Марии Игнатьевне Николюк – никакого периода безбрачия, нужно поднимать детей.
В 20-е годы у Лапиных уже крепкое хозяйство. Карточки о начислении налогов, справки о сдаче молока на молзавод свидетельствуют: в семье семь едоков, 18 десятин посевов, на подворье имеются две лошади, пара волов, 4-5 коров, с десяток овец, сепаратор, конная молотилка. Однако к началу 30-х годов такой достаток уже не радует: в государстве взят курс на ликвидацию кулачества как класса. И вот 2 января 1930 года на бедняцком собрании с. Орловки Исилькульского района в присутствии 20 человек обсуждается вопрос о выявлении явно-кулацких хозяйств. Таким признается только одно – Тихона Лапина, так как он «эскплоатировал молотилку на стороне и получал доход». И хотя в личном деле есть объяснение, что «молотилка была четырех хозяинов, в 1928 году попала по жребию нам. Была совершенно разбита, к работе не годна…», есть подтверждающая это справка из сельсовета и свидетельства многих односельчан, Тихона Лапина лишают избирательных прав. 14 января появляется новый документ: «О проверке лишенного Лапина. Постановили долишить избирательных прав». Его раскулачивают, то есть, отбирают все имущество семьи, и увозят в тюрьму в Омск. Там выносят приговор по ст. 58-10 – 10 лет тюремного заключения.
Но, видимо, сыграла роль публикация в «Правде» от 2 марта 1930 года статьи И. Сталина «Головокружение от успехов», – тюрьму заменяют на ссылку в город Зея, откуда Тихон Лапин спустя полгода бежал и вновь появился в родной Орловке. Любопытно, что 14 сентября 1930 года Западно-Сибирская краевая комиссия по пересмотру списков лишенцев, находившаяся в г. Ново-Николаевске (ныне Новосибирск), восстановила его в избирательных правах. Но при появлении в селе чужих людей он еще несколько лет прятался дома под печкой.
17 февраля 1938 года Тихона Филипповича Лапина снова арестовали. Из протокола допроса: Паспорта нет. Образование – грамотный. Род занятий: рядовой в колхозе «Красная Орловка». Социальное положение: из кулаков. Сведения об общественно-политической деятельности: баптистский проповедник. Был сужден как кулак-эксплуататор, но в том же 1930 году бежал.
«…Следствием установлено и подтверждено показаниями свидетелей, что вы вместе с проповедниками… (идут фамилии других обвиняемых), прикрываясь религиозной сектой баптистов, состояли в контрреволюционной группе. Признаете себя виновным?
– Виновным себя не признаю.
– Вы врете. Следствие требует правдивого показания…
И уже спустя полстранички совсем другим почерком:
– Да, будучи озлоблен на Советскую власть, руководство партии и правительства, систематически проводил к-р. деятельность, а именно: в 1930 году с целью, чтобы не воспользовался колхоз моей молотилкой, я ее разбил на куски. В 1930 году закопал в яму под амбаром хлеб, чтобы не отдать в государство. При этом я говорил, что теперь жизнь настала хуже, чем при барщине, и колхозы организует советская власть для того, чтобы больше угнетать народ. Это я проводил и виновным себя признаю полностью.
Постановлением тройки УНКВД Омской области от 12 марта 1938 года приговорен к расстрелу, как и еще пятеро проходивших по делу жителей Украинского и Мясниковского сельсоветов. 19 марта приговор приведен в исполнение. 25 мая 1989 года - реабилитирован.
Под репрессии попадает и уже живший отдельной семьей Поликарп Тихонович Лапин 1908 года рождения. За то, что являлся сыном кулака и «постоянно закабалял окружающее население сложными машинами», его с женой Анной Евстафьевной и полуторагодовалым сыном Павлом ранним утром в первых числах марта 1930 года посадили на подводу, позволив взять топор, пилу и кой-какую одежду, и выслали за пределы района в какую-то лесную местность. Когда и почему им позволили вернуться – неизвестно, но есть документы о том, что уже 15 марта 1930 года они вступили в Орловке в артель.
А вот список 1939 года военнообязанных жителей Орловки с 1902 по 1914 годы рождения. В числе 26 фамилий – Карп Тихонович Лапин. Все они потом ушли на фронт, и почти никто не вернулся. Пулеметчик Поликарп Лапин погиб 19 сентября 1942 года под Сталинградом. В семье сохранился лишь один его снимок на общей фотографии, его данные занесены в Книгу памяти Омской области и в список погибших на мемориале воинам-исилькульцам.
Недолгой оказалась жизнь и самой Орловки. Потеряв немало своих сынов и дочерей в годы репрессий и Великой Отечественной войны, попав в пятидесятых годах под каток очередной кампании по укрупнению колхозов и совхозов, она потихоньку совсем опустела. Так что спустя 100 лет на месте села снова одно чистое поле. И только людская память все цепляется за знакомые очертания окрестных колков, за родные имена на кладбищенских памятниках да дорогие сердцу картинки прошлого.
Углубляясь в перипетии жизни своих предков, Александр Петрович Лапин получил немало интереснейшей информации и об их родственных ответвлениях, об их односельчанах и однофамильцах. И поделиться ею он готов со всеми, кто интересуется историей. С каждого заинтересовавшего его документа он постарался сделать качественную копию, наиболее точно передающую цвет, формат, структуру бумаги. Все копии, выписки, справки из архивов у него официально заверены, имеют ссылки на определенные источники. И прекращать свою поисково-исследовательскую деятельность он не намерен, ведь каждый полученный ответ провоцирует десяток новых вопросов, открывает другие направления изучения, приводит к новым источникам, из которых еще черпать и черпать знания о том, наследником каких духовных, нравственных, культурных и исторических богатств ты являешься.