Поговорим об основном законе тех, кто пишет обращения и жалобы. Федеральный закон №59 от 2006 года пришел на смену нормативно-правовым актам СССР от 1968 и более поздних годов.
Закон включает 18 статей, которые понятны гражданам, хотя бы раз писавшим обращения. Он раскрывает права граждан на обращение, виды жалоб, порядок рассмотрения, сроки, ответственность за нарушения, и ряд других вопросов.
В первой статье приводится сфера применения закона:
И если первая часть не вызывает вопросов, то уже со второй частью статьи возникают проблемы. Анонимные обращения граждан не рассматриваются ни одним органом власти, кроме органов внутренних дел. Но и там, проверка сводится к банальной регистрации и списанию. Хотя закон указывает на отсутствие возможности направления ответа.
Да и третья часть оставляет вопрос о том, каким образом иностранный гражданин подаст письменное обращение. На родном языке или на русском. Ведь деловая переписка ведется только на русском языке, что предусмотрено п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". Отвечать иностранному гражданину на понятном языке, рассматривать ли его обращение в установленном порядке, засчитывать ли срок перевода обращения в срок рассмотрения - вот только немногие возникающие вопросы. Вот более заковыристый случай: письмо от гражданина Израиля и России на иврите. Или обращение незрячего гражданина России с помощью шрифта Брайля.
Вступившая в силу в 2010 году четвертая часть статьи помогла снять вопросы по письменным обращениям групп граждан и представителей юридических лиц, и ни на что не повлияла.
Именно существующие коллизии данного закона помогают людям ломать бюрократические порядки. Для этого надо иметь хорошее юридическое образование или знать хорошего юриста, который сможет помочь в этой заведомо тяжелой борьбе.