Найти тему

Русский народный костюм

Добрый день!

Тема сегодняшней статьи имеет отношение как непосредственно к работе музея, так и к современности. Русский народный костюм - это и музейный экспонат, и вполне современная модная тенденция, одно из направлений этностиля в одежде.

Я считаю, что, используя какие-то традиционные образцы для собственного творчества, неплохо бы сначала разобраться "в истоках". Поэтому начну с теории, а затем расскажу о том, как разрабатывала тему русского костюма в экспозиции школьного музея и в других творческих проектах.

Традиционный русский костюм, особенно женский, был достаточно разнообразен. Этнографы выделяют следующие виды женской одежды на территории России:

− с понёвой;

− с сарафаном;

Эти два основные комплекса были распространены в большинстве регионов России.

Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, головной убор типа сороки. Дополняли костюм украшения из птичьих перьев и бисера, плетеная из лыка или кожаная обувь.

Женский костюм Рязанской губернии (с понёвой). Источник - Яндекс-картинки.
Женский костюм Рязанской губернии (с понёвой). Источник - Яндекс-картинки.

Этот костюм считается самым древним среди восточнославянских, ученые предполагают, что его основные составляющие существовали уже в VI–VII веках. Он был широко распространен в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской.

Комплекс костюма с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, и чаще всего кожаной обуви. Этот костюм был наиболее широко распространен на севере Европейской России, в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Алтае.

Видимо, окончательно данный комплекс костюма сформировался, в XV–XVII вв., т.е. в период централизации Русского государства. Такой костюм был широко распространен среди представителей всех сословий, хотя в южных районах сохранялся старинный костюм с понёвой.

В народном славянском костюме, особенно древнейшем, использовался самый простой крой – рубашки, поневы, сарафаны представляли из себя сшитые в определенном порядке довольно узкие полосы ткани. Это связано с особенностями древнейшего ткацкого станка.

Славянский женский костюм имел х-образный силуэт за счёт соединения прямоугольной рубахи и трапециевидной понёвы. Довольно широкий тканый пояс делал силуэт еще более приталенным.

Основой всех указанных выше видов костюма была рубаха. Она была щедро украшена вышивкой в красно-черной гамме по вороту, плечам, краям рукавов и подолу. Вышивка выполняла не столько эстетическую, сколько магическую, обережную функцию. Не случайно она располагалась на тех местах в одежде, где человеческое тело наиболее уязвимо.

Схема кроя рубахи. Из архива автора.
Схема кроя рубахи. Из архива автора.

Узоры на рубахе зависели от пола и возраста ее владельца. Детские рубахи украшала лишь неширокая вышитая полоска с простым узором по вороту, рукавам и подолу. Женские – символами богини-матери Макоши, дерева жизни, засеянного поля. Мужские – изображениями петуха, растительными мотивами и т.д. Богаче всего вышивались праздничные рубахи. Точно так же обережным орнаментом украшались тканые пояса, женские головные уборы и другие детали одежды.

Шили рубахи из льняной, шерстяной и более грубой конопляной ткани, для прочей одежды использовали также шерстяные и полушерстяные ткани. Такое положение сохранялось на протяжении столетий. Лишь в XIX традиционные домотканые материалы стали заменяться фабричными, в том числе хлопчатобумажными