Найти в Дзене

«Не пускайте Рыжую на озеро» Е.В. Габова. Аргументы

Проблема проявления бездушия /черствости/

Проблема проявления бездушия/черствости не нова. Она стара как мир. Эту проблему Е.В. Габова рассматривает в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» на примере жизни ученического коллектива. Класс Светы Сергеевой не был дружным. Нормальные друг с другом отношения им были нужны только для того, чтобы хорошо развлечься. Автор не пишет об их духовных запросах. Они позволили себе изгнать из «своего круга» одноклассницу, презирая ее за внешность, манеру одеваться, за ее увлечение музыкой и ее желание развиваться.

Е.В. Габова отразила реальную действительность о том, как в подростках могут проявляться такие безнравственные, уродующие их души качества, как черствость и нетерпимость к людям.

В чем опасность неблаговидных поступков?

Известно, что опасность неблаговидных поступков реально существует. Опасность и для тех, кто их совершает, и для тех, на ком эти поступки отражаются.

В рассказе Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» говорится о том, как подростки разрешили себе бездушное отношение к однокласснице. Они презирали ее за внешность, за неприятный, по их мнению, голос, за ее якобы недостойный их уровня образ жизни. Какими они будут в дальнейшем? Трудно сказать. Хотя рассказчик позднее почувствовал неблаговидность поведения товарищей и своего тоже. Он, слушая музыкальное исполнение одноклассницы, сидел, «не понимая, чего больше было в… сердце – восторга или стыда». А фразу «А я в своих глазах...» читатель может восполнить тем, что рассказчик растерял свой авторитет для себя.

Опасность неблаговидного поведения человека отражается на других людях. Систематическое бессердечное отношение к человеку может привести к печальным последствиям. Особенное опасение вызывает общее негативное отношение к какому-либо человеку. И очень редко происходит так, чтобы какой-либо более доброжелательный из коллектива подросток сумел бы дать отпор такому бездушию и встал бы на сторону обиженного.

Е.В. Габова утверждает, что хотя и в подростковом возрасте часто происходят неадекватные процессы, необходимо вырабатывать в себе терпимость и никогда не считать, что то, что совершается подростками, обойдется без серьезных последствий. Ведь часто подростки объясняют свои неблаговидные поступки шутливыми оправданиями. Принять истину, что вокруг нас в школьном коллективе находятся достойные люди, подростку просто необходимо.

Что значит быть нравственно стойким?

В нравственном отношении мир двигается не в лучшую сторону и надо быть стойким, чтобы не надломиться, чтобы не ожесточиться и не уподобиться людям, которые порой становятся безнравственными. Эту мысль хотела выразить автор рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро».

Е.В. Габова показала, как в безнравственном школьном коллективе девочка осталась нравственно стойкой. Образ семейной жизни Светланы был нелегким: без отца, кроме нее, еще две сестрички. Она испытала унижение и презрение одноклассников. Но девушка не замкнулась и не желала мстить. Светлана, можно сказать, была одержимой в хорошем смысле этого слова: она настойчиво шла к своей цели, чтобы претворить в жизнь свою мечту – стать певицей. Она сумела выжить с клеймом изгоя и доказать себе и всем, что она достойный человек.

Может ли быть общественное отношение к человеку ошибочным?

Общественное отношение к человеку может быть ошибочным. В качестве примера Е. Габова приводит в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» историю, которая случилась в ученическом коллективе.

Школьники невзлюбили одноклассницу Светлану Сергееву за то, что она была рыжей, одевалась немодно. Они не любили, когда она пела, поэтому старались не брать ее в походы. Особенно презирали ее девочки.

Эта история написана от имени рассказчика-одноклассника, который понял, что их отношение к девочке было ошибочным. Впоследствии он увидел на сцене певицу. Это была их Рыжуха. Сейчас она показалась ему «благородной золотоволосой красавицей». Во время спектакля одноклассник просидел, «не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в …сердце – восторга или стыда».

Е.В. Габова хотела сказать, что люди часто ошибочно оценивают человека, отличающегося от них по некоторым кажущимся им странным поступкам и по внешнему виду. Порой за сложившимся предвзятым мнением об этом человеке скрываются богатства его духовного мира и его сильные стороны характера.

Проблема одиночества

Одной из проблем, рассматриваемых Е.В. Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро», является проблема одиночества.

В этом произведении читатель узнает о школьнице Светлане, над которой издевались одноклассники, и которая испытывала душевное одиночество. Рассказчик – ее одноклассник – вспоминает, что вместе с классом «ее ни на одной фотографии нет». Она приплывала на середину озера одна. Гуляла по лугам тоже одна. И у костра сидела одна, «когда все уже по палаткам расходились».

От душевного одиночества она спасалась пением. Так она развивала свои творческие данные, над которыми потешались ее одноклассники.

Автор считает, что одиночество в юном возрасте тяготит человека, тем более если они вызваны отторжением от сверстников. Но сила характера девочки позволила ей не только преодолеть одиночество, но и стать «восходящей звездой».

Какова роль мечты на жизненном пути человека?

Светлана мечтала не об улучшении жизненных условий и отношений с одноклассниками, а об исполнении цели – стать знаменитой певицей. Хотя ее классу неотступная мечта Светланы казалась больной фантазией. Одноклассники были убеждены, что ее мечта далека от действительности.
Но она упорно стремилась к претворению в жизнь самой заветной мечты. Именно сила желания, сила мечты помогла девушке выстоять. Если бы у нее не было мечты, ее жизнь из-за такого тягостного окружающего его школьного мира могла бы закончиться трагически. Славно, что девушка не зациклилась на неудачах в отношениях с одноклассниками и чувствовала, что ее мечта имеет под собой реальную основу.

Е.В. Габова доносит до читателя мысль о том, что мечта может столкнуться с жестокой обыденностью, но, если в нее поверить и отдать ей силы, становится могучей творящей силой.

ТЕКСТ

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли. Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата. Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну. Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и ее голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я. Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до нее даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил. Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно. Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками. Отец от них ушел. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночевкой. Наше любимое загородное место было Озел. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, все честь честью. Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озеле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно. Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролет с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой. Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники ее не любят, а все равно ездила. Не прогонишь же. Вечером возьмет Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребет. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных весел срываются розовые от солнца капли. Выгребет Светка на середину озера, весла в воду опустит и начинает. Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. Клевать у нас переставало. Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки. Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила ее снова и снова. Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прется? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом, в котором роились еще не умеющие кусаться комары. Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то. В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход? И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все. Женька подвалил к Рыжухе, оперся руками о ее стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим. Женька отошел от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего. Теплым июньским днем мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой еще и удочки. По всякому поводу мы смеемся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело. Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится. За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап еще не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров. Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил. Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов. Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орет:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой. Теплоход ещё толком не отошел от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это «что-то» мешало радоваться. В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А еще через пять лет произошла вот такая история. В то время я начинал учиться в одном из петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу. И что же я вижу в первые минуты спектакля? На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством! Пока я еще ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая.

– Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как ее звать?– еще на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда. После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдешь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да еще одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо ее слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы.

Весь класс рыжий.

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки