Рассмотрим понятие о дарах Святого Духа и о том, как их правильно использовать для нашего спасения. Важно помнить, что каждый христианин в момент Таинства Миропомазания становятся причастником той благодати, которую приняли святые апостолы в день пятидесятницы две тысячи лет назад. Дары Божии даются Богом Его народу для служения Церкви, для Ее назидания и для Ее пользы. И каждый христианин ответственен за то, как он употребит эти дары, в чью славу и ради кого. Так как можно их зарыть в землю, т.е. начать использовать для целей земной жизни, для достижения своего личного покоя, комфорта и удобства. Какие могут быть примеры неправильного использования даров Святого Духа?
Если мы дар слова используем не для назидания в вере ближних, не для проповеди слова Божьего заблудшим и нецерковным людям, а для того, чтобы поболтать по телефону, порассказывать юмористические остроумные анекдоты, попустословить, выказаться перед другими через свое красноречие. Или, например, когда мы дар живой чудодейственной веры используем не для того, чтобы зажигать пламя веры в других, но для того, чтобы превозноситься над другими и осуждать за их слабую веру. Часто бывает, что дар сострадания и утешения используется христианами не для служения больным, скорбящим и обременённым, а для того чтобы быть коммуникабельными, общительными, всем нравиться и угождать. Даже дар различения духов можно использовать не для утверждения Православной Веры и кроткого привлечения к ней заблудших, а в качестве повода для безжалостного обличения и поношения, отступивших от веры. То же происходит и с остальными дарами Божиими. Они могут использоваться нами не по назначению, в случае чего Церковь не назидается, а разоряется.
Именно поэтому многим современным христианам бывает сложно узнать волю Божию относительно самих себя. Мы часто думаем о том, как бы устроиться в жизни, чем бы таким заняться, чтобы быть удовлетворенными? Ответ на это прост: необходимо делать то, что нам определил Господь. У каждого есть свой дар, и необходимо просто остановиться на своих путях (ср. Иер. 6:16) и поразмыслить над тем, в чем мы более всего преуспеваем, к чему склонно наше сердце, и, в соответствии с этим начать использовать данный нам дар для пользы Церкви и вечности.
Если всерьез поразмыслить над тем, каковы наши разговоры и интересы, то мы увидим, что они фактически не касаются вечности и того, что связано с Богом и с духовной жизнью. Нужно помнить, что это уклонение от той планки, которую нам установили святые.
Так как мы призваны стать истинными чадами Христовыми, то мы не должны сливаться с этим миром, жить его временными, тленными интересами и фантазиями. Ведь всё это пустышка и обманка, все исчезнет, как дым. Мир нас обманывает и шепчет нам: что «ничего страшного, это не грех, ты просто живи как все, не надо быть фанатиком, что плохого в том, чтобы в кино ходить, футбол смотреть, развлекаться, вкусно есть, шутить и смеяться».
Нужно помнить: Овцы Христовы не слушают мир. Они слушают только голос Своего Доброго Пастыря, Который зовёт их по именам, ничто другое им не интересно, они пленены любовью ко Христу, их тянет в небо, им тесно на земле, они везде ищут благоухающий запах вечности, они никогда не устают и не зацикливаются на земных проблемах и вопросах, так как они пройдут, они временны и не приближают нас к Богу. «Мир проходит и похоть его, исполняющий же волю Божию пребывает вовек» (Ин.2,17). Будем помнить слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «кто увлекается настоящим, тот никогда не удостоится увидеть будущие блага; а кто презирает здешнее и все считает не лучше тени и сновидения, тот скоро получит те великие и духовные блага».
Поэтому постараемся настроить свои сердца на то, чтобы не прилепляться к земле, не тратить время на пустое, не расточать дары Божии впустую, так как Господь за это с нас строго взыщет. Попросим же Высочайшего Безначального Отца, Единородного Его Сына и пророческого Животворящего Его Духа вырвать нас из суеты этого мира, помочь нам обнаружить в себе дары Духа и научить нас использовать их не в свою славу, не в славу этого мира, не для решениях земных проблем, но для пользы Церкви и славы Животворящей и Нераздельной Троицы, Свет Которой пускай нас просветит, оживотворит и прославит в непоколебимом Царстве Бога Всемогущего.