Открывая клинику, мы часто фокусируемся на таких вещах как рекламные кампании, красивые вывески и дизайн кабинетов. Однако есть несколько базовых шагов, которым нужно уделить не меньше внимания, чтобы ваше новое дело открылось быстро и без ошибок.
Сегодня мы поговорим про подготовительную работу, без которой невозможно открыть свою клинику в 2022 году.
#1 Детально продумайте концепцию клиники
Какие направления будут в вашей клинике? На чём будет делаться упор? Обязательно оцените, какие дополнительные услуги могут понадобиться пациентам, которых будут лечить ваши специалисты, и постарайтесь сформировать у себя полный комплекс. В противном случае, пациенту нужно будет идти в другое медучреждение, чтобы закончить лечение.
Полезно будет провести анализ рынка и конкурентов. Так вы поймёте какими услугами рынок перенасыщен, а каких крайне не хватает. Такие знания помогут грамотно сформулировать свою концепцию и сформулировать УТП (уникальное торговое предложение).
#2 Рассчитайте необходимую площадь будущей клиники и подберите помещение
Помимо основных кабинетов и ресепшена, нужно учесть дополнительные помещения, например кабинет главного врача, комната для персонала, гардероб, санузлы. Ознакомьтесь с локальными требованиями органов, чтобы ничего не упустить.
Как только вы определились с площадью, начинайте поиск помещения, ведь именно под него будет выдаваться лицензия. К помещениям местные органы тоже предъявляют список требований, например высота потолков после ремонта и наличие естественного освещения.
Совет: сразу ищите помещения, рассчитанные под медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические нормы весьма строги, поэтому переделка помещения свободного назначения часто оканчивается проблемами и задержками с открытием.
#3 Посчитайте расходы на оснащение и поддержку работы до выхода в прибыль
Если вы делаете это в первый раз, возможно стоит обратиться за советом к специалисту, чтобы ничего не упустить. Подсчёт расходов на первое время – критически важный этап планирования открытия клиники.
Вы должны чётко понимать следующие затраты:
- Аренда и ремонт
- Стоимость оборудования
- Фонд оплаты труда
- Расходы на получение лицензии
- Расходы на привлечение пациентов
- Операционные расходы
- Коммунальные услуги
- Налоги
Важно просчитать, как долго клиника будет выходить на самоокупаемость и обеспечить наличие необходимой суммы. Рекомендуем ориентироваться на худший сценарий, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, если выход на точку безубыточности затянется.
#4 Начинайте делать ремонт
Имея в аренде помещения, и изучив все требования и нормативы, можно приступать к ремонту. Отталкивайтесь от будущего позиционирования клиники, чтобы не создать неверное впечатление у своей целевой аудитории.
#5 Зарегистрируйте юридическое лицо
Чаще всего, выбор стоит между ИП и ООО. Здесь важно смотреть, что подходит именно вам. ИП предполагает упрощение отдельных процессов, но заодно несёт и ограничения. Например, вы можете оформить ИП только на тот вид деятельности, по которому у вас есть медицинское образование, что не подойдёт многопрофильным клиникам.
#6 Закупайте оборудование
Параллельно с ремонтом, вы уже можете начать приобретать оборудование. Учитывая нынешнюю обстановку с поставками и задержками, скорее всего оборудование будет ехать к вам несколько месяцев. Начав процесс заранее, вы как раз успеете к окончанию ремонта и началу процесса лицензирования.
Помните, что лицензию не выдадут, если оборудование:
- Не имеет разрешения на применение на территории России.
- Не сопровождается всеми регистрационными удостоверениями и сертификатами соответствия.
- Неисправно.
- У него истёк срок эксплуатации.
Дополнительно, ознакомьтесь с ценами на запчасти и расходники, а также их доступностью. Стоит выбирать проверенных поставщиков с хорошей репутацией. Экономия на оборудовании лишь слегка снизит ваши расходы на начальном этапе, но может обернуться катастрофой позднее.
#7 Подготовьте пакет документов для получения лицензии
В ваших же интересах получить лицензию как можно быстрее, поэтому советуем уделить сбору документов особенное внимание.
Полный пакет, необходимый регулятору, будет зависеть от вашего местонахождения и планируемой деятельности. Если вы планируете работать на территории РФ, то можете ознакомиться с требуемым списком документов на портале госуслуг.
#8 Выберите медицинскую информационную систему (МИС)
К выбору МИС важно отнестись ответственно и начать искать подходящую систему ещё до открытия клиники.
На рынке сегодня представлены облачные и стационарные МИС, узкоспециализированные и рассчитанные на клиники широкого профиля. Выбирая подходящий вариант для себя, не забывайте:
- Обсудите с коллегами требуемый функционал, чтобы ничего не упустить.
- Продумайте какие модули понадобятся вам в ближайшие пару лет. Выбирать стоит из тех МИС, которые подходят вам не только сейчас, но и будут соответствовать требованиям в будущем.
- Оцените удобство и простоту в использовании. Чем проще и логичнее система, тем легче будет обучить работе в ней новых сотрудников, и тем меньше ошибок они будут совершать.
- Протестируйте МИС, чтобы лично убедиться, что всё работает как надо.
#9 Приобретайте и ставьте на учёт кассовый аппарат
Этот процесс не должен отнять много времени, но лучше озаботиться этим заранее, чтобы избежать неприятных проволочек.
Выбирая кассовый аппарат, проконсультируйтесь с разработчиком вашей МИС. Чаще всего, в МИС уже встроена интеграция с различными аппаратами, что значительно облегчит вам работу.
На сегодня это всё! В следующих статьях мы расскажем о том, что делать, когда клиника готова к открытию, о привлечении пациентов, эффективной работе, и многом другом.