5 подписчиков

Ранние иконы Синая в период Византийского искусства.

Интересно ознакомиться со спецификой исторического периода, который не мог не повлиять на складывавшиеся тогда культуру и искусство.

Огромная по территории Римская империя в 395 году распалась на две части: западную и восточную. На Западе произошёл кризис, которого не было на Востоке. Пришедшие в Западную Римскую империю, варвары прервали античные традиции. А античность это очень важное и родное наследие для Византии. В состав отделившейся Восточной Римской империи входили: Малая Азия, Греция, Грузия, Армения, острова в Средиземном море, Египет, Палестина, Сирия. Византия стала страной городов, которые процветали, где Константинополь был столицей на протяжении веков. Такое государство было этнически многобразным и многоязычным. Тем не менее, многие говорили на греческом языке, а государственным языком оставалась латынь. Византийский иконный образ сложился уже в VI веке. Искусство носило аристократический характер, хотя такого чёткого разграниченичения на сословия, как в Западной Римской империи, не было. Например, в Византии самый обычный солдат мог стать императором. В императоре народ почитал личность, а не сам титул власти. В эпоху античности сам император обожествлялся, а теперь император понимает, что ему дана власть от Бога. Заказчиками художественных произведений являлся класс аристократии, а общество считалось образованным.

Уже к IV веку Святые Отцы приходят к общей точке зрения о необходимости искусства. Эстетика ранневосточного христианства уже в это время начинает сильно отличаться от западной.

  • В предыдущей статье мы рассмотрели такой феномен в истории изобразительного искусства как фаюмский портрет, а сегодня хочется поделиться сведениями о Синайской иконе. Считаю нужным поставить их рядом как последовательные художественные произведения того времени, поскольку первые известные дошедшие до наших дней Синайские иконы тоже были выполнены в технике горячей энкаустики. Только на них уже запечатлены не портреты простых смертных людей, а Святых прославленных людей Церкви, Святых Апостолов и Пророков.
Апостол Петр, энкаустическая икона, VI в., Синай, монастырь Св. Екатерины
Апостол Петр, энкаустическая икона, VI в., Синай, монастырь Св. Екатерины

Считается, что эта икона апостола Петра была создана раньше образа Спасителя, ещё в начале VI века. Общая схема иконы напоминает синайский образ Спасителя. Вверху иконы Св. апостола Петра расположены медальоны с фигурным деисусом, на одном из которых по центру изображен Спаситель, а по сторонам - Божья Матерь и Св. Иоанн Богослов. Эти образы свидетельствуют о правопреемстве Петра, как первоверховного апостола. Так делались раньше образы императоров в круглых медальонах.

Фрагмент иконы "Христос Пантократор", энкаустическая икона, VI в.
Фрагмент иконы "Христос Пантократор", энкаустическая икона, VI в.

Образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае.

Воспоминания очевидцев о внешнем облике Спасителя были различными. Как с обычного портретируемого, прямой образец для написания такой иконы неизвестен. Это Образ-знамение.

Для сложившегося православного сознания стала важность телесного начала для христианства,- от таинства Евхаристии до почитания освященных подвигом телес. Самой главной христианской иконой стало чудесное и реальное запечатление образа Спасителя на Туринской плащанице. Туринская плащаница и св. Убрус ( плат царя Авгаря, он же - "св. Мандилион "), затем "св. Керамион",- стали основными сакральными прототипами всех будущих икон Спасителя.

Созерцание икон в Византии уподоблялось молитве. С самого начала становления иконописи большое значение имели исторические предания, воспоминания и описания очевидцев Христа, Его Матери и учеников.

Интересна икона Богоматери с предстоящими Феодором и Георгием из монастыря Св. Екатерины на Синае (конец VI- начало VII вв.), выполненная в этой же технике горячей энкаустики. К сожалению, не получилось у меня разместить здесь изображение этой прекрасной иконы.

Эта икона Богоматери с Младенцем Христом, восседающей на Престоле со Святыми и Ангелами. На иконе представлен образ Богородицы как Царицы Небесной.

Период формирования иконописи на основании свидетельства закончился уже к VIII веку.

Иоанн Предтеча, энкаустическая икона, конец V века.
Иоанн Предтеча, энкаустическая икона, конец V века.

В послеиконоборческий период иконография уже никак не связана с воспоминаниями и священными текстами.

Святые Сергий и Вакх. Икона написана в технике энкаустики, VI в.
Святые Сергий и Вакх. Икона написана в технике энкаустики, VI в.

Основными становятся сами образы, особенно явленные, а также церковное предание.

Источником образа являлось коллективное "единомыслие" соборное благочестие христианской общины, или видения и сновидения. Отлучённые от Церкви не имели права писать иконы. Икона становится идеальным образом жизни Церкви, обликом Тела Христова.

Христос и Св. Мина (Великомученик Котуанский или Египетский), энкаустическая икона, VII век, (Лувр)
Христос и Св. Мина (Великомученик Котуанский или Египетский), энкаустическая икона, VII век, (Лувр)

Можно выделить главные причины, благодаря которым икона в церковной общине имела такое разнообразие: это традиция и требования личного патроната, а также неоходимость физического запечатления того Святого или Божественного явления, к которому обращается молящийся с просьбой или благодарением.

(По учению православной Церкви, ПСТГУ)