«Эта история слишком сложна, чтобы ее можно было изложить в нескольких словах, но она интересна немалым количеством несчастий, бед, смертей и романов, ведущих к хаосу, сомнениям, подозрениям и разлукам, которые заканчиваются чувством вины, сожалением, раскаянием, воссоединением и удовлетворением»
Фильм режиссера-дебютанта Рама Махешвари/Ram Maheshwari Kaajal /Тени с Миной Кумари, Радж Кумаром, Дхармендрой и Падмини в главных ролях вышел на экраны в 1965 году. Он вошел в число 20-ти лучших фильмов Болливуда 1965 года, стал 10-м самым кассовым индийским фильмом этого года и заслуженно получил статус "Хит". Позже фильм был переснят на языке телугу под названием Maa Inti Devatha (1980 год).
На 13-й премии Filmfare Awards (1966 год) "Королева трагедии" Мина Кумари получила за этот фильм свою последнюю награду- "За лучшую женскую роль". Любители и знатоки индийского кино хорошо знают, что Мина Кумари часто упоминается в средствах массовой информации и литературных источниках как "Королева трагедии"/Tragedy Queen из-за её драматических ролей и такой же жизни. Её также называли Китайской куколкой/Chinese Doll, Гуру Даттом в женском образе/Female Guru Dutt, Золушкой индийских фильмов/Cinderella of Indian films.
Лучшей актрисой второго плана была признана Падмини за роль Бхану в этом фильме.
Фильм Kaajal является адаптацией романа "Мадхави"/Maadhavi индийского писателя и сценариста Гульшана Нанды/Gulshan Nanda.
Многие из романов Гульшана Нанды были адаптированы для хинди фильмов 1960-х и 1970-х годах, из них более 10 фильмов стали большими хитами - Kaajal (1965), Kati Patang (1970), Khilona (1970), Sharmeelee (1971), Daag (1973) и другие. Его истории охватывают широкий круг тем, от социальных проблем и романтики до боевиков-триллеров. Г.Нанда был номинирован на премию Filmfare Award за лучшую историю 6 раз: за фильмы Kaajal (1965), Neel Kamal (1968), Khilona (1970), Kati Patang (1970), Naya Zamana (1971) и Mehbooba (1976).
- Слово Kaajal- означает Каджал (сурьма, кохл/kohl) - это натуральная черная подводка для глаз, используемая женщинами во многих восточных странах. Натуральный каджал используется как в декоративных целях (для придания взгляду выразительности), так и в лечебных (освежает и успокаивает глаза, улучшает зрение). Он также использовался для профилактики и лечения глазных заболеваний. Говорят, что он защищает от "дурного глаза".
Название фильма выбрано весьма символично. В центре внимания фильма- именно женщины. Каджал- косметика, делающая женщину привлекательной, но когда из красивых глаз льются слезы, то вместо привлекательности будут круги/тени под глазами.
"О бесчисленных женщинах, которые с радостью обнимают пламя жертвоприношения"- гласит слоган фильма.
Коротко о сюжете:
Мадхави (Мина Кумари) и её брат Каушал ( актер Сайлеш Кумар) живут с Ранимаа (актриса Дугра Кхоте), а Раджеш (Дхармендра) - ее единственный сын. Раджеш любит Каушала и Мадхави. Однажды он встречает Бхану (Падмини) и влюбляется в нее. Вскоре в результате несчастного случая погибает Каушал. Через несколько месяцев Раджеш женится на Бхану, и она переезжает к ним в дом, но не чувствует себя там комфортно.
Чувственная, независимая и страстная молодая жена, собственническая натура, ревнует мужа к Мадхави и хочет, чтобы та ушла с дороги, она доходит до того, что обвиняет Мадхави в романе с мужем. Под давлением девушка убегает из дома и пытается покончить с собой, но ее спасает молодой человек по имени Моти (Радж Кумар). Раджешу нравится Моти и он хотел бы, чтобы тот женился на Мадхави, на что он соглашается. Но драма еще более усугубляется. Мадхави не знает, что у Моти был скрытый мотив жениться на ней- он использует жену как пешку, чтобы шантажировать Раджеша и его мать.
Большую часть первой половины этого фильма в центре внимания были Дхармендра и Падмини, эта часть фильма была наполнена весельем, романтикой, легкими и светлыми моментами.
Но вторая половина полностью принадлежит Мине Кумари, игру которой оценили как "потрясающую в каждой сцене", она полностью срастается со своим персонажем. Боль и страдания ее настолько естественны, что зрители забывают, что это актриса Мина Кумари, они видят только Мадхави, они переживают и плачут вместе с ней.
Обаятельный Дхармендра, который начале своей карьеры обычно играл романтического героя, выглядит очень убедительно в роли своего персонажа. Музыка -еще одна сильная сторона фильма, и каждая песня -классика. Музыку к фильму написал композитор Рави, стихи к песням- Сахир Лудхианви. Песни исполнили Аша Бхосле, Мохаммед Рафи и Махендра Капур.
Фильм в лучших традициях индийского кино тех лет, где присутствует очень извилистый сюжет, множество поворотов, страданий героев, недоразумений и все вращается вокруг отношений.
Где снимали:
Этот фильм снимали в Кашмире, как и множество фильмов того времени. В частности, сцену знакомства Раджеша и Бхану снимали на озере Дал в Шринагаре.
История любви Болливуда к живописным долинам Кашмира восходит к 1960-м- 70-м годам прошлого века. Тогда десятки фильмов и эпизодов были сняты на фоне водопадов, журчащих горных рек, полей тюльпанов, пышнозеленых лугов, обрамленных белыми вершинами и лесистыми холмами.
Некоторые самые романтические песни, ставшие неувядающей классикой, были сняты там. В 1961 году Шамми Капур спел песню "Chahe koi mujhe junglee kahe" в заснеженных горах Шринагара (фильм Junglee). Затем он показал аудитории замечательное романтическое средство передвижения- шикару( прогулочную лодку) на озере Дал в песне " Tareef karun kya uski", когда ухаживал за прекрасной Шармилой Тагор в "Красавице Кашмира"/ Kashmir Ki Kali (1964 год).
С того момента эти дивные края стали привлекательными как для создателей фильмов, так и для зрителей. Деятели Болливуда снова и снова возвращались в долину, чтобы добавить кашмирскую текстуру в палитру своих фильмов.
Вот что писал журнал Filmfare в 1965 году: " Сегодня туристы, фотографирующие симпатичную местную красавицу, могут невольно сфотографировать Сайру или Шармилу , одетую для роли в фильме. Звезды становятся популярной туристической достопримечательностью в Кашмире". Очаровательные актрисы в традиционных кашмирских одеждах или просто в современных свитерочках подчеркивали живописную красоту окружающих пейзажей.
Об инциденте на съёмках:
Радж Кумар, он же Кульбхушан Пандит, был известен своими достойными аплодисментов диалогами и чрезмерным высокомерием, которые отличали его от других звезд своего времени.
Известный инцидент произошел в первый день съёмок фильма Kaajal. Увидев Дхармендру на съемочной площадке, Кумар саркастически спросил режиссера : "Откуда вы привели этого борца? Вам нужны актеры или борцы? Вы уверены, что он умеет играть?"
Чтобы еще больше накалить обстановку, Кумар назвал Дхармендру "Bandar" (Обезьяна) и от души рассмеялся. The garam Dharam/ Горячий Дхарам пришел в ярость и схватил Кумара за воротник. Драка была бы неминуема, но присутствующие там люди вмешались, и вопрос был улажен.
А вы смотрели этот фильм? Нравится ли вам творчество Мины Кумари?
Спасибо,что дочитали. Всем Добра и Любви!
#индия #болливуд #индийские фильмы #гималаи #кашмир #ретро болливуд #дхармендра #падмини #мина кумари #фильмы 60-х