Многие донские казачьи роды отличились на многотрудном поприще служению Дону и России. И среди них одно из почетных мест занимает донской казачий род Красновых.
Иван Кузьмич (Козьмич) Краснов, генерал-майор русской армии, был первым из известных представителей знаменитого рода Красновых. Первые Красновы появились на Дону в ХVII столетии. Они происходили из камышинских крестьян (Маркедонов С. Казачество Дона: диалог цивилизаций. // История и культура народов Степного Предкавказья и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1999. С. 104). Иван Иванович Краснов (1800-1871) писал, что его дед Иван Кузьмич (Козьмич) Краснов (1752-1812) «как-то нечаянно счелся с ними родством; это были простые мужики в лаптях, пришедшие на Дон для заработков». (Королев В.Н. Старые Вешки: повествование о казаках. Ростов-на-Дону, 1992. С. 191).
Иван Краснов родился в 1752 году в станице Букановской, на севере Земли Войска Донского. (ГАРО. Ф. 344. Оп. 1. Д. 41. Л. 17). Детство его было самым обыкновенным для казака. Краснов и Андриянов (донской войсковой атаман – М.А., Е.А.), как писал И.И. Краснов, «родились в половине XVIII столетия в одной из самых глухих верхних станиц, Букановской, куда тогда и слух не достигал об образовании. Детство и первые годы юности провели они в сельских работах и до первого выхода на службу едва ли имели случай научиться грамоте; но на службе обнаружились и быстро развились отличные их способности. Они не только научились хорошо читать и писать, но сделались искусными по тогдашнему времени грамотеями и скоро выслужились в офицеры». И.И. Краснов отмечал, что дед его «все время провел в военной службе. Почти всегда отправляясь в полки охотником, он участвовал во всех войнах славного царствования Екатерины, заслуживал чин за чином и приобрел имя храброго воина». (Королев В. Н. Старые Вешки: повествование о казаках. С. 192).
Как записано в послужном списке И.К. Краснова службу он начал с 15 сентября 1773 года в полку донского полковника Каршина. Потом в составе полка походного атамана Янова содержал пограничные кордоны на реке Буг. 17 ноября 1781 года Ивана Кузьмича произвели в сотники, а через два года – 13 января 1783 года в есаулы. 4 сентября 1785 г. он стал поручиком русской армии. С 1 августа 1786 года Краснов в составе казачьего полка Пантелеева находился в кордоне в «Задонской стороне», год спустя получив армейский чин капитана. В августе 1787 года Турция, мечтавшая о возвращении потерянных четыре года назад Крыма, объявила войну Российской империи. Донские казачьи полки появились на полях сражений в Молдавии и на Дунае. В одном из них находился Иван Краснов.
1 октября 1787 года Краснов, будучи ординарцем Александра Васильевича Суворова, принял участие в знаменитом сражении на Кинбурнской косе Черного моря. Превосходящие силы турок числом свыше 5300 человек пытались разгромить здесь русские войска во главе с А.В. Суворовым, насчитывавшие чуть более четырех тысяч бойцов (в том числе девятьсот донских казаков). В разгар кровопролитного сражения, когда турки начали теснить русских, Суворов послал Ивана Краснова к стоявшему неподалеку пехотному батальону с приказом немедленно ударить в штыки. Прискакав сюда на взмыленной лошади, Краснов увидел, что батальон уже пострадал в сражении, что почти все офицеры либо убиты, либо ранены.
- Братцы! – крикнул, обращаясь к солдатам Иван Кузьмич. – Суворов приказал ударить в штыки. Ура! – и сам повел батальон на неприятеля, что способствовало общему успеху русских. Сам Краснов, получивший пулевое ранение в правую ногу, был упомянут в рапорте Суворова о Кинбурнской победе (А. В. Суворов: документы. М., 1951. Т. 2. С. 563).
В военной кампании 1788 года Краснов с небольшим отрядом казаков-храбрецов по тонкому льду перешел Днестр у крепости Бендеры и в коротком бою уничтожил турецкий сторожевой пост, взяв в плен его начальника. Несколько позже он захватил на Дунае турецкое речное судно.
В период боевой кампании 1789 года Иван Кузьмич во главе небольшого отряда конницы был послан М.И. Кутузовым на разведку в сторону крепости Бендеры. Встретив по пути неприятельскую конницу, он напал на нее и после ожесточенного боя обратил ее в бегство, захватив пленных. За этот подвиг он был произведен в секунд-майоры. В дальнейшем он участвовал в сражении на реке Ларге, взятии крепостей Бендеры и Аккерман.
Летом 1790 года И.К. Краснов, занимавший со своим отрядом позиции на берегу Дуная, у устья Прута, захватил небольшой турецкий корабль со всей командой, следовавший из крепости Браилов. Судьба всей кампании 1790 года должна была решиться у неприступной крепости Измаил, где русскими войсками командовал А.В. Суворов. Накануне штурма А.В. Суворов отправил И.К. Краснова с командой промерить измаильские рвы. Это задание, как отмечено в его послужном списке, «исполнил с хорошим успехом».
В 11 декабря 1790 года Иван Кузьмич принял участие в кровопролитном штурме этой мощной крепости, которую оборонял 35-тысячный гарнизон турок. В бою Краснов захватил и доставил Суворову три пушки. Его имя было упомянуто в числе отличившихся офицеров в донесении А.В. Суворова князю Г.А. Потемкину о штурме и взятии Измаила. (А. В. Суворов: документы. М., 1951. Т. 2. С. 563). Императрица Екатерина II наградила И.К. Краснова похвальным листом. Отличился Иван Кузьмич и в Мачинском сражении с турками 28 июня 1791 года, в котором неприятелю было нанесено сокрушительное поражение, после чего он запросил мира. В этом сражении Иван Кузьмич, находясь в передовой группе войск, захватил два турецких знамени. В конце этой войны И.К. Краснов, по представлению А.В. Суворова, получил от императрицы Екатерины II золотую медаль на Георгиевской ленте.
В 1792 году началась так называемая Конфедератская война против Польши. И.К.Краснов в составе казачьего полка Василия Орлова (будущего войскового атамана) вступил в пределы Польши. В авангардных боях при Мурафе, Меркушеве, Полонцах он со своими казаками разгромил три эскадрона польской кавалерии, нанеся потом поражение и польскому отряду, состоявшему из двенадцати эскадронов, которыми командовал князь И. Понятовский. Чин подполковника венчал его подвиги этого периода. За взятие нескольких польских орудий под Варшавой Краснов был награжден орденом Святого Георгия 4 степени, а за захват 48 неприятельских пушек на Висле он стал полковником русской армии. С 1798 года полковник Краснов во главе пяти казачьих полков содержал пограничные кордоны в Молдавии, не допустив в пределы России чуму, свирепствовавшую в Турции. Его служебные успехи этого периода были отмечены чином генерал-майора и орденами Святой Анны 2 степени и Святого Иоанна Иерусалимского. (Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 344. Оп. 1. Д. 41. Л. 17).
В 1803 году И.К.Краснова «в проявлении уважения своего к опытности и благоразумному начальствованию» император Александр I назначил войсковым атаманом вновь образованного Бугского казачьего войска. (ГАРО. Ф. 344. Оп. 1. Д. 41. Л. 17).
В 1812 году граф М.И.Платов писал Ивану Кузьмичу из Петербурга, что государь-император изъявил согласие на назначение его в действующую армию и что он (Платов), надеется иметь в нем (Краснове) доброго помощника.5 «Скоро, - вспоминал Иван Иванович Краснов, - весть об отправлении деда в поход разнеслась по ближайшим станицам и хуторам. К вечеру прискакало к нему много казаков; одни вызывались следовать за ним охотою, другие просили взять с собою детей своих. В числе охотников было много стариков, давнишних сослуживцев деда. В великую среду, отслужив напутственный молебен, дед собрался в дорогу… Выехав несколько верст за слободу нашу, он велел остановиться, помолился еще раз на нашу старую церковь, крест которой виднелся издали, распростился со всеми…и, посадив с собою отца моего и меня в коляску, махнул рукой. Скоро после светлой недели ушла в поход под начало к Краснову и команда из более чем ста казаков-добровольцев, среди которых находилось два других внука Ивана Кузьмича.
С началом Отечественной войны 1812 года с Наполеоном Иван Краснов был назначен командовать 9-ю казачьими полками в армии князя П.И. Багратиона. Назначение это было произведено по просьбе знаменитого атамана М.И. Платова, весьма ценившего Краснова, как воина и военачальника.
Иван Кузьмич отличился в ожесточенных боях с французами при Поречье, под Романовым, Смоленском, у Можайска. Особое отличие генерал показал и, по словам Платова, «способствовал много победе» 27-28 июня в знаменитом сражении при Мире, где встретились корпус Платова и авангард корпуса маршала Даву. В этом первом серьезном столкновении русской конницы с доселе непобедимыми наполеоновскими войсками были наголову разбиты 9 французских полков. Краснов взял в плен двух штаб-офицеров и 218 солдат. Обрадованный генерал Багратион объявил Ивану Кузьмичу «искреннейшую благодарность».
С отбытием атамана Платова в Москву на встречу с императором Александром I на Краснова было возложено командование всеми донскими казачьими полками, которые находились в центральном арьергарде генерала П.П. Коновницына.
Иван Кузьмич Краснов погиб 25 августа 1812 г. накануне Бородинской битвы в сражении у Колоцкого монастыря: в момент атаки французов ему ядром раздробило правую ногу. Когда его занесли в палатку, он успел сказать своему соратнику генералу Иловайскому 5-му: «Отражай врагов, а я умру радостно, услышав, что враг побежден». Пытаясь спасти храброго генерала, знаменитый доктор Виллие ампутировал ему правую ногу, но Иван Кузьмич угасал на глазах.
- Приподнимите меня, я сам посмотрю, что наши делают, - попросил он.
- Бьют французов, ваше превосходительство, - ответил стоявший тут же есаул Галдин.
- Дай Бог! – облегченно сказал Иван Кузьмич и хотел перекреститься, но рука бессильно упала на грудь… (Лютенсков В. М. Указ. соч. С. 219).
Ивана Кузьмича Краснова похоронили 27 августа 1812 года в Москве на территории Донского монастыря с правой стороны от собора рядом с могилой донского войскового атамана Алексея Ивановича Иловайского (1736-1797).2 Позже на могиле Ивана Кузьмича его сын поставил памятник с надписью:
Сей памятник отцу сын нежный посвящает;
В его делах пример – делам своим встречает
Кто славу чтит отца, к бессмертью тот идет;
Краснов, не умер ты: твой сын тобой живет. (Ровинский Д. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПБ., 1887. Т. 1. Стлб. 1125).
Сохранилось несколько портретов И.К. Краснова, часть из которых находится в Государственном Русском музее в Петербурге.
26 августа 1904 года высочайшим повелением имя Ивана Казьмича Краснова было присвоено 15-му донскому казачьему полку, который с этого момента стал называться «15-й Донской казачий генерала Краснова 1-го полк». Этот полк в дальнейшем отличился в войнах с Турцией и Персией 1826-1829 годов и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и имел наградное полковое Георгиевской знамя. (Казачьи войска. Справочная книга императорской Главной квартиры. Составил В.Х. Казин. СПБ.,1912. С. 89).
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России,
Евгений Астапенко, кандидат исторических наук.