В тщательности клинических визуальных наблюдений за больными древние врачи достигали совершенства. Путем наблюдения, осмотра больного, прослушивание звуков тела, опросов, сопоставления признаков болезней с условиями жизни, временем года они стремились проникнуть процессы, происходящей больном организме. При этом они исходили из принципа единства человеческого организма, считая, что заболевания какой-либо части целостного организма обязательно сказывается на всем организме.
Такой подход вполне соответствует представлениям современной медицины о целостности организма, поэтому опыт древних представляет огромный интерес для изучения (с критическим осмыслением) этого ценного наследия. Однако изучение методов древней восточной диагностики и методов восточной рефлексотерапии должно опираться на современные диагностические методы, которые дают возможность с достаточной точностью установить современной нозологический диагноз и в какой то мере идентифицировать древний восточный современный диагноз, без чего невозможно лечение на современном этапе развития медицинской науки. Кроме того, современный врач обязан выражать диагноз, поставленный больному, в терминах, принятых международной классификации болезней. Содержание же диагноза должно соответствовать современному научному уровню.
Термин "диагностика" обозначает процесс изучения больного и последующие рассуждения врача для определения болезни.
Из трех разделов, составляющих современную диагностику на первое место ставятся данные функциональных исследований и лабораторных анализов, зачастую этим ограничиваются. Врачи древности, естественно, не имели подобный преимуществ. В те времена процессе обучения врача доводились до совершенства двух других (исходя из современных представлений) разделов диагностики - семиотика и методика диагноза; выявления симптомов болезни и развитию медицинского мышление уделялось основное внимание. Анализ полученных о конкретно больном сведений проводился с позиции состояние целостного организма путем синтеза всех полученных сведений, что соответствует и современным требованиям медицины. Необходимо, на наш взгляд, отметить, что древневосточной врачи строили свои основные диагностические выводы ( по современной терминологии) с учетом силы основных нервных процессов - возбуждения и торможения, подавление и усиление функций органов, а также с учетом реактивности организма и сила его защитных функций.
Естественно, что достоверность диагностики неизмеримо повышается путем применения медицинской диагностической техники. Однако недооценка необходимости развития в себе навыков клинического наблюдения и умение размышлять о больном снижает возможности постановки верного диагноза. Другими словами, путем сочетания методов обследования необходимо обеспечить точное определение наблюдаемых симптомов и логическое медицинское мышление.
Клинический опыт - основанные на наблюдениях обобщение - важен в случаях жизненно опасных заболеваний, когда необходим срочный прогностический вывод, переход с терапевтическим действием. В таких случаях достаточно бывает клинического симптоматического диагноза (шоковое состояние, «острый живот», тяжелое внутреннее кровотечение, боли в грудной клетке и т.п.). Клинический опыт, медицинская наблюдательность составляет основу так называемой медицинской интуиции, без которой нет и не может быть настоящего врача.
Труднодоступность древневосточной диагностики для современного врача обусловлено совершенно иной, неприемлемой в настоящее время для европейских врачей философской основой, на которой строилась древневосточная медицина. Например, как может звучать то положение что печень несет функции нервной системы, а головной мозг лишь средоточие разума? Поскольку неизвестны были железы внутренней секреции, названы последующими поколениями восточных врачей "железы жизни", их функции в системе функций целостного организма безусловно переписывались другим органам. Или, например, о том что кровообращения совершается по замкнутому кругу сосудов, медики Китае знали за 19 веков до В.Гарвея (по существу заново открывшего замкнутый круг кровообращения 1628 году) и в то же время число основных органов включали мифический орган " три обогревателя".
Все европейские авторы, занимающиеся исследованием принципов древневосточной медицины, приходили к выводу, что представление о древней восточной диагностики нельзя подходить с современных европейских позиций, поскольку у древних врачей понятие орган означало функциональную систему, а не только морфологическое образование.
Японский иглотерапевт Manaka (1972) так характеризует отношение древневосточных врачей представлениях о деятельности органа: "В китайской медицине под «действием» или «работой» подразумевается механическая деятельность органов, в то время как его функция является более широким понятием. Так, акт вдоха и выдоха представляет собой «действие» легких, в то время как его функция заключается во влиянии дыхание на кожу и обмен веществ".
Традиционная диагностика строилась на симптомах нарушения функции (меридианов, органов), объединяемых по признаку группы симптомов так называемые основные синдромы, главными из которых являются синдром ян и синдром инь. Для современной же диагностики абстрактное констатирование симптома ( например головная боль, жар, кашель и т.п.) не имеют существенного значения: совершенно необходима конкретизация симптома, его принадлежность к той или иной нозологической форме болезни. Необходимо учитывать, что первоначальные представления древней медицины, используемые в диагностике, слишком примитивны. Основные понятия, на которых строится теория древневосточной медицины - синдромы инь - ян; холод - жара, пустота - полнота, поверхностное - внутреннее так же, как и причины болезней - ветер, холод, жара, влажность, сухость, различные эмоции, совершенно неоднозначны в разном древнем контексте. В этих понятиях объективное смешано с субъективным, морфологическое с функциональным, поэтому древние диагнозы трудно поддаются интерпретации с современных позиций. Древнекитайскую терминологию и ее медицинские понятия нужно воспринимать на основе детального изучения той сущности, которую они выражают по современным представлениям.
Попытки некоторых исследователей древней китайской медицины привести в какое-то соответствие трактовку симптомов болезни древними врачами и современной медицины пока не дали практических результатов. Возможно, здесь играет роль и то что клинические формы болезни и симптоматика постоянно меняются во времени. Происходит так называемый патоморфоз, т.е. по определению Я.Л. Рапопорта, стойкое изменение общей заболеваемости а также анатомо- клинических форм отдельных болезни под влиянием разнообразных факторов среды. Так, многие инфекционные болезни, особенно детские, практически ликвидированы, изменился характер эпидемиологических вспышек.
В то же время в структуре заболеваемости резко выросла роль сердечно сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, а также вирусных болезней, гормональных, болезни обмена веществ, которые как бы появились заново, т.е. они не были известны древневосточной врачам. Интересно, древние медики при обследовании больного отмечали факт, что заболевания, подвергавшиеся длительному лечению, меняет свою клиническую картину.
К современному врачу - иглотерапевту больной, нуждающийся в лечении методом восточной рефлексотерапии, как правило приходит полностью обследованным и обычно с установленным уже диагнозом.
В то же время не следует переоценивать возможности древних методов диагностики, они отнюдь не во всех случаях бывают достаточны для установления правильного диагноза.
Традиционные методы диагностики и традиционная медицина в целом дает лишь частичное объяснение различным болезненным состояниям, не могущее удовлетворить врача, имеющего европейское образование. Поэтому для обеспечения надежности диагноза и правильного выбора метода лечения традиционная диагностика должна быть наполнена современная научной диагностикой.
Подписывайтесь на наш канал.
Желаем вам крепкого духа и отличного здоровья!!!