Фильмы-детективы, особенно о маньяках, смотреть обожаю. Любимые те, что по произведениям Агаты Кристи, а также с Коломбо, «Чисто английское убийство». К сожалению, некоторые отечественные сериалы – это издевательство над зрителем.
На канале Россия 1 показали продолжение фильмы «Холодные берега. Возвращение». Я уже смутно помню, что было в первой части сериала. Но и без этого все понятно. Прошло пять лет. Главная героиня Алина, – зашибательский психолог. Говорю с насмешкой. Кого она зашибает своим профессионализмом? Прежде всего нас, зрителей. Недоумеваешь: да психолог ли она? В этом сезоне она работает в каком НИИ. У нее есть научный руководитель, который, конечно ее любит. Любовный треугольник обязателен, чтоб зритель гадал, с кем останется героиня, красавица и умница. С последним трудно согласиться.
Алину приглашают консультантом к новому расследованию. Маньяк душит девушек в театральной манере. А она – специалист психологии по девиантному поведению. Зрителям пытаются внушить, что она профессионал на грани гениальности. Но это плохо получается. Ну какой она гений, если не распознала маньяка рядом с собой?! В первом сезоне жестоким убийцей оказывается ее родной отец. В этом ее упрекает журналист в новых сериях. И очень справедливо интересуется: можно ли ей доверять поимку нового маньяка, если она однажды ничего не заметила в человеке, который был рядом. Она отвечает, что, мол, в родном человеке заметить психологические отклонения сложно. Какой же она тогда гений? Обычный психолог из разряда сапожник без сапог.
Очень часто от специалистов психологии можно услышать, что они могут помочь решить проблему клиентам, а сами себе – нет. Мол, это нормально! Серьезно? Это все равно что слышать от таксиста: пассажиров я могу отвезти, а свою родню нет, забываю правила дорожного движения. Или повар, который на работе готовит вкуснейшие блюда, а дома не может мяса поджарить.
Кстати, наша психологиня действительно не может в своей семье навести порядок. Муж жалуется, что она его не слышит. Сын твердит тоже. Алина мужа не любит, упрекает, что он ее не слышит. На сыне срывается и потом извиняется. Полное бессилие. «Не включай психолога» - говорит муж. Какой психолог! Среднестатистическая тетка. Ее жалкие попытки в виде односложных диалогов ставят в тупик и ее домашних, и зрителей.
Может, на работе ее психологический талант расцветает? Поход Алины в больницу к маньяку – это шедевр примитивизма. Там ее встречает главный врач. Как первоклассник учительницу. Рассыпается в комплиментах перед светилом психологии. Они столько лет всем коллективом бьются, чтобы псих-преступник заговорил, рассказал про убийства - ноль результата. Другое дело Алина, светоч психологии. Она ведь даже не психиатр. Но утирает нос профессиональным психиатром. Потому что она – героиня сериала, так нужно для создания ее образа.
Алина просит, чтобы больного освободили от смирительной рубашки. Мол, маньяк ей ничего не сделает, он убивает только девочек подросткового возраста. Чтобы героиня фильма выглядела умной, надо окружить ее дураками. Это прием плохих фильмов. И вот она смело заходит в камеру и начинает разговор с вопроса: как ваша фамилия? Потом: «Как вас зовут? Вас хорошо кормят? Откуда шрамы? Я вас понимаю, к вам приходят задают глупые вопросы»…. Мол, я-то глупых вопросов не задам. Да ты уже задала их!
Ты ведь наверняка изучила дело, знаешь не только его имя отчество фамилию, но и многое чего другого. Да не дура ли ты, тетя – написано на лице у психа. И у всех зрителей. Смайлик: смешно до слез. В общем она задает глупые для психолога высшей категории вопросы. Выбил маньяка из молчания – зазвонивший телефон, на экране которого высветилась фотография девочки, очень похожей на ту, которую когда-то любил убийца. Сколько лет врачи психбольницы работали с ним, а не додумались до этого приемчика. Да такой персонал гнать надо с работы! Главный врач в восторге: ах, Алина, ах какой талант!
А как она мастерски рисует портрет полицейского, обнаружив в нем нарциссическое расстройство личности. Хотя это может сделать любой студент мед.института с третьего курса. Не лучший способ наладить отношения с человеком, с которым придется сотрудничать. Подполковник Тарасов, конечно, посылает ее куда подальше. Но! Мужчина он интересный, свободен от уз брака. И зритель сразу понимает: между ними случится роман. Вот только куда деть мужа? Наверняка убьют. Самый простой прием. Чего заморачиваться!
Самый верный признак дурного детектива – это когда герои работают на сюжет. Не на логику, не в соответствии с психологией, а чтобы сюжет развивался по замыслу автора. Не знает сценарист, что делать с героем – убивает. Надо чтобы героиню похитители – лишает ее элементарного здравого смысла. А еще для создания напряжения телефоны разряжаются, машины не заводятся, двери на засов не закрываются…
В нашем фильме автор лишает героиню разума. Ну полная идиотка! Маньяк убивает женщин. Установлено, что это связано с ней. Маньяк на дом присылает ей коробочку с колечком убитой. Что в этом случае делает нормальный умный человек? Опасается, предпринимает меры безопасности. Камеры наблюдения, например, поставил бы. Охрану нанял. Все-таки у тебя ребенок, о нем в первую очередь думает каждый родитель, если на мужа и на себя наплевать.
И она подумала. Сына отвозит к бабушке, даже не предполагая, что за ней могут следить. Подставляя таким образом старушку и ребенка. Даже и в мыслях нет. И конечно ее похищают. Именно тот человек, о котором она говорила, что он на такое не способен. Браво! Кого нам подсунули? Прав был журналист. Не надо быть психологом, чтобы предположить изменение личности. О чем Алину предупредил ее научный руководитель Виктор. Вот интересно, над чем она с ним работает? Хотя без разницы. Явно придумано для солидности образа.
Мужа, конечно, убивают. Любовный треугольник сохраняется, но пока отношения Алины и подполковника Тарасова не складываются, но уже теплеют. И Алина, и ее сын как-то не сильно горюют о смерти Марка. Казалось, ты как психолог должна понимать какую психотравму это нанесло ребенку. Так прорабатывай ее. Хотя бы один разговор с психологическим уклоном покажите зрителю! Но героиня все серии ходит с лицом снежной королевы по холодным берегам. Изображая умственность.
Особенно уморительны сцены поиска в доме жучка. Вся бригада следователей вручную перерыли почти все. Кроме той вещи, где жучок и находился. Почему они это делали без специальных приборов? А чтобы Алина еще раз проявила свою исключительность. Мужчины тупые, не нашли. А она вдруг обнаружила. Хотя могла вместе с сыном давным-давно жучок обнаружить.
Диалоги в фильме чудовищны. Алина: «Мы поймаем его?». Тарасов: «Конечно, поймаем». И все в таком плоском роде.
Финальные серии – это разоблачение не только маньяка. Но и замечательного психолога, консультанта Алины Воронцовой. Как говорится, это полный писец. Современный зритель очень насмотренный. Чтобы его запутать, надо талант норвежского писателя Ю. Несбе. Все ухищрения авторов направить внимание зрителя по ложным следам примитивны.
С первых же моментов появления в кадре и сюжете Павла зарождаются подозрения. У меня уж точно. А я не одна такая догадливая. Зритель не дурак. Хотя пипл хавает.
Однако ни Алина, ни опергруппа даже не задали вопроса: а не появились ли в окружении семьи новые лица? Уж после найденного жучка в мягкой игрушке невольно напрашивается вопрос: кто мог это сделать? У кого есть доступ в комнату Антона? А ведь по всем правила детективных расследований в первую очередь проверяют родных и друзей. Но нет. Запретная зона. Рано еще нападать на след настоящего убийцы. Хотя можно было заподозрить Пашу, а потом снять с него это подозрение каким-нибудь ловким способом. Только зачем авторам усложнять себе жизнь?
И вот Антона похищает его друг. У Антона мама работала в полиции следователем, потом ушла на научную работу. Дедушка, хоть и маньяк, тоже был полицейским. То есть семья живет в потенциально опасных условиях. Логично предупредить детей об этом, научить как себя вести в тех или иных условиях: на тебя напали, тебя похитили, не ходить по определенным местам и т.д. Не помню, как называется фильм, но в нем родители именно так воспитали свою дочь. Оба полицейские.
Что мы имеем в «Холодных берегах»? Мальчишка совершенный лопух. Мама-психолог вяло сообщает ему об опасности их ситуации. А сам он не понимает этого. Подумаешь папу убили! Бывает. С одной стороны, подростки склонны недооценивать опасность. С другой, не надо быть идиотом. Отца убили, маму похищали, охотятся за ней, а может и за ним. Серые клеточки совсем не работают? Хотя при такой маме, которая ничего толком не объясняет сыну, не дает конкретных и строгих указаний, можно расслабиться. Все не так плохо.
Антона прячут в доме бывшей жены подполковника Тарасова. Она тоже полицейский. У них дочь. Подросток. Такое ощущение, что она впервые встретила на своем потубертатном пути мальчика – с ее лица не сходит мечтательно-слащавая улыбка. Желая ему угодить, она дает Антону свой телефон позвонить маме и другу Паше. Мама должна была бы взволноваться, что сын звонит ей с чужого телефона, немедленно его оттуда вывезти. А вдруг ее телефон прослушивается? Ничего подобного!
Снежная королева психологии слегка пожурила сына. А тот, не получив трепки, звонит Паше, который, как нам (но не полиции) уже понятно, искомый маньяк. И мама психолог и родители-полицейские должны были сообразить, что девочка может дать свой телефон Антону. Это же элементарно. А как же тогда на Антона выйдет маньяк? Разум спит у всех до поры до времени. Они все там какие-то сонные. Встрепенутся на какое-то время и опять в спячку. Не играют актеры, просто деньги зарабатывают.
Оперативники, наконец, задерживают Пашу. Дом почему-то не обыскивают. Алина не включает психолога, она валяет дурака. Подполковник Тарасов задает вопросы Паше, а ответы подсказывает госпожа Воронцова: «Он ведь тебя запугал», «Он заставил тебя», «Он бил тебя» и т.д. Та же история продолжается и на допросе в полиции. Тут уж Тарасов не выдерживает и выгоняет консультанта-психолога, обвинив Алину в том, что та ведет себя непрофессионально. Ни как следователь, ни как психолог. Зрителям это давно понятно.
Алина просит разрешения забрать Павла к себе домой. По закону его должны забрать в детдом, ему ведь 17 лет. Честно говоря, выглядит он старше. Потом это и выясняется. В общем маньяк попадает в дом психолога. Ночует там.
Антон вроде как спрятан от страшного убийцы, и к нему представлен охранник. Однако все трое идут в развлекательный центр играть в боулинг. В полной расслабухе. Охранник все время в телефоне. В общем, «и мне дебилу» понятно, создана идеальная обстановка для похищения мальчишки. Девчонка, которая всегда улыбается, пьет сок. Охранник, который всегда в интернете, после дозы электрошока отрубается. Паша уводит Антона.
Наконец полиция выясняет странные вещи из жизни Паши, едут к нему в дом с обыском. Слава Богу, дошло! До Алины тоже доходит, что у Паши не все сходится с фактами. Да еще в свой первый визит к новому другу сына она должна была сообразить и как следователь и как психолог, что старик, открывший дверь, странный. И даже подозрительный. Он был очень похож на загримированного человека. Так показалось мне, зрителю.
Если у авторов фильма была задача польстить зрителю, дать ему почувствовать себя умнее всех, то с этим они справились блестяще.
Паша, конечно, похищает и Алину. Он убеждает ее, что она и Антон – его семья, что ради благополучия семьи он всех и убивал. Но что ему говорит Алина, наш суперпсихолог: «Паша, мы не твоя семья». Это уж ни в какие ворота. Ведь и дурак знает: психу не надо противоречить, с ним надо соглашаться, тянуть время. Вместо того, чтобы соглашаться с Пашей, мол, да, мы она семья, будем теперь жить вместе, беречь друг друга. Она отрекается от него. Значит, раз они не семья, их можно убивать. Вот какую логику подсказывает Алина маньяку.
Конечно, полиция спасает гениальную психологиню и ее сына. Паша погибает в огне. Но финальные сцены сериала – это такой цирк! Во-первых, журналист извиняется перед Алиной. За что? Ведь он был абсолютно прав – она не вычислила маньяка. Она его пригрела на груди.
Ну и последняя сцена – хочется разрыдаться от умиления! Это ирония. Полиция отмечает успешное расследование. Алина всех поздравляет и уходит. А как же любовная линия, вернее, любовный треугольник? Научный руководитель отправлен авторами назад к жене. Поспешил он со своей любовью к Алине, еще с женой можно пожить. А что же подполковник Тарасов? Останется праздновать с коллегами? Наверное, по замыслу сценаристов, зритель должен заволноваться: неужели Алина Воронцова останется вдовой? Но искушенный зритель прекрасно понимает: сейчас Тарасов выскочит за Алиной, и сюжетный круг замкнется. И он выбежал, и прекрасная снежная королева ему обещающе улыбнулась – мыльная опера. А мы думали будет детектив.