Найти в Дзене
George Rooke

About Russian Navy, специальное отступление №2

Тут мне начали рассказывать о великой операции русского флота 1863-1864 годов, имея ввиду посылку эскадр Лесовоского и Попова в США.
Нетрадиционный, я бы даже сказал - английский взгляд на проблему.
Читайте, уважаемая публика!


Я все время удивляюсь нашим исследователям.
Русские документы по походу Лесовского и Попова изучены вдоль и поперек, американские вроде тоже неплохо, но поскольку все же действие предназначалось против Англии и Франции – может быть стоило бы почитать и их мнение, изучить и их документы?
Ну так, на всякий случай.
Начнем с тех мифов, которые в нашей научной литературе уже давным-давно развеяны, а вот в популярной они возникают раз за разом.


1) Никакую Америку спасать мы не собирались. Это вообразили Американцы, когда к ним пришли наши корабли, и сначала этому очень радовались.
Помните, мы с вами говорили о болезни мозга наших адмиралов на Черном море перед ВОВ, о постоянно мерещущемся прорыве итальянского флота к Севастополю?
Вот примерно те же страхи всю Гражданскую войну испытывало правительство Линкольна, им каждый раз на горизонте мерещился Роял Неви в полном составе.
Проблема в том, что Англия еще с начала Гражданской войны в США заняла позицию полного нейтралитета. По двум причинам. Первое – да, с Югом у них были большие торговые отношения, но английское общество совершенно не поддерживало рабство, и по сути было очень радо уничтожению рабовладения в США. Вторая причина – большие торговые связи были и с Севером. Англия считала, что если поддержит Юг и он проиграет – это приведет к конфискации английского имущества в США. Если поддержит Север и он проиграет – это опять приведет к конфискации британского имущества и активов. В этой ситуации англичане предпочли спокойно ждать, когда выявится сильнейший.


2) К приходу наших эскадр уже произошла битва при Геттисберге, и победитель, в принципе определился. Так что роль наших кораблей была чисто моральной.
Более того, с кораблей началось повальное бегство матросов, прельщенных заработками в американской армии – Северяне тогда платили завербовавшимся 300 долларов единомоментно. Кстати, из-за этого с кораблей смылись почти все поляки.


3) Понятно, что причиной посылки эскадр был Польский вопрос. Проблема в другом – поляки в заграницах верещали по поводу иностранной поддержки, потому что Наполеон III недавно поддержал итальянцев в борьбе за независимость. Но поляков никто поддерживать не собирался.
Политический демарш – да.
Санкции – да.
Кидание кусками говна в прессе – да.
Но не более того.
Мы просто решили подстраховаться. На всякий пожарный.
Можно посмотреть листы Роял Неви по месяцам – англичане даже эскадру не собирали за все это время.

Ну а далее то, что обычно в книжках не упоминается.

4) Позиция Франции в Гражданской войне в США тоже была абсолютно нейтральной. Да, французы проводили ряд переговоров с Конфедерацией, но их интересовала исключительно Мексика, на которую они имели виды.


5) Как восприняли Франция и Англия приход русских эскадр в США? В Нью-Йорк – совершенно безразлично. Наши записные псевдопатриоты вещают, что англичане очень испугались русских крейсеров. Но проблема в том, что уже с 1861 года в Канаде стояла эскадра контр-адмирала Милна. Через пять дней после прибытия русских крейсеров в Нью-Йорк эскадра Милна в составе винтовых линкоров «Нил» (90 пушек), «Абукир» (86), «Хироу» (89), «Агамемнон» (89), винтовых фрегатов «Иммортелайт» (51), «Лайвли» (50), «Орландо» (50), шлюпов «Грейхаунд» (17), «Спайтфул» (6), «Медеа» (6), «Рейсер» (11), канлодок «Нимбе» и «Лэндрейл», а так же самоходной батареи «Террор» (16) так же вошла в устье Гудзона, и русские корабли стояли бок о бок с британскими. Таким образом, англичане сразу выключили из игры русскую нью-йоркскую эскадру. Гораздо больше волнения вызвала эскадра Попова, пришедшая во Фриско (это Сан-Франциско, город в стиле Диско).
Теперь уже у Англии стали глаза велики от страха, и она решила, что Россия собирается развязать войну, причем ни много, ни мало – захватить Австралию, или по крайней мере нарушить там торговлю, которая тогда оценивалась в 50 миллионов фунтов стерлингов. Тогда у англичан на всю Австралию и Новую Зеландию были всего два корвета – 18-пушечные «Панч» и «Аргус». Апофеозом стал визит в Мельбурн русского корвета «Богатырь». В городе, уже напичканном страхами из газет, началась паника (
Russians are coming), но далее все выяснилось, корвет пришел с дружеским визитом, по словам современников «стреляли только пробки из-под шампанского».
Англия обратилась с официальным запросом в российский МИД, что вообще происходит. Выяснив, что никакой войны нет и австралийские воды усиливать нет нужды, англичане восприняли дальнейшее нахождение русской эскадры в американских водах очень спокойно.
Естественно, что Англия сразу стала более покладистой в польском вопросе. Но как я уже говорил – никто воевать изначально и не собирался.


6) Вот кто действительно пострадал от действий русских эскадр в США – это конфедераты.

Как я уже говорил, Англия и Франция объявили о своем жестком нейтралитете. Соответственно и Север и Юг имели политически перед Европой одинаковые права. Кто победит – того и признают.
Так вот русские, придя в Северные Штаты, де-факто признали Север – законным правительством, а Юг – сепаратистами, террористами. По сути, политически это был самый сильный удар по Конфедерации.