337 подписчиков

Как рисовать портрет подвижного человека?

При изучении академического рисунка студентами в училищах и ВУЗах часто нанимают профессиональных натурщиков, которые могут сидеть неподвижно в сложных позах и не двигаться часами. А в реальности, если рисуешь с натуры человека, он начинает не только жестикулировать в процессе разговора, но и крутиться на все 360 градусов по всем степеням свободы. Характер у людей тоже разный. Случается даже так, что строгий преподаватель ВУЗа, у которого все обучающиеся сидят по струнке, сам не может выдержать и трёх минут. Притом для передачи сущности человека, движение тоже необходимо, чтобы в результате не получился "эффект статуи". Как же тогда рисовать портрет? (Естественно, речь идёт об уличном наброске, а не о экспонате для Эрмитажа).

При изучении академического рисунка студентами в училищах и ВУЗах часто нанимают профессиональных натурщиков, которые могут сидеть неподвижно в сложных позах и не двигаться часами.

Внешность людей, как и любого живого существа индивидуальна и неповторима. Но всё же, пропорциональные соотношения большинства европеидных лиц подчиняются "правилам золотого сечения". Если же и есть расхождения от эталона в чертах, то какие-то расчёты можно произвести, опираясь на опыт. Например, у девушек с низкими лбами, длина носа обычно аналогичная. Или у мужчин с высокими бугристыми лбами, в основном, короткие носы. У людей с улыбкой уголками губ вниз - худые лица, треугольные подбородки и кончики носа. Либо полностью наоборот - жилистые щёчки "наружу", и лица по форме ближе к трапеции, с нижним большим основанием, и при этом, закругленными углами. 

Можете мне возразить и привести примеры и факты из своего опыта, но по моим наблюдениям и тех, кто работает с потоком людей по соседству на улице, внешние типажи повторяются. При этом, два человека, похожие между собой, как две капли воды снаружи, могут быть абсолютно разными внутри. Хотя аналогичным может быть тембр голоса, манера общения и даже таланты в силу геометрических параметров внутренних органов (например, ширина гортани).

 Итак, опираясь на этот факт, тем, кто предпочитает работать с натурой в экстремальных условиях, предлагаю:

- Сформировать в голове определенный словарь. У кого-то это уже произошло непроизвольно после рисования n-ого портрета. 

- Глядя на человека, подбираем наиболее подходящий вариант из "библиотеки" нашей памяти. Опираясь, на существующий образ, доэкстраполируем мысленно лицо и рисуем.

- Работаем аналогично фотоаппарату: глянули, мысленно щёлкнули. Что особенно бросается в глаза в образе? Подчеркнули в портрете по памяти. Остальное экстраполируем или уводим "на нет".

А для улучшения визуальной памяти и пополнения " библиотеки" можно выполнять следующие занимательные упражнения. 

1. Когда едишь в метро, смотри на человека и визуально его рисуй.

2. Смотри на человека пять секунд, закрывай глаза и вспоминай, как он выглядит.

3. Смотри на человека в маске, опираясь на пропорции глаз, мысленно экстраполируй лицо. Затем попроси персонажа снять маску и проверь

Удачи!

При изучении академического рисунка студентами в училищах и ВУЗах часто нанимают профессиональных натурщиков, которые могут сидеть неподвижно в сложных позах и не двигаться часами.-2